Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Контроль за формированием ЗУН учащихся на уроках русского языка: виды и методы его проведения

Понятие контроля на уроках

Определение 1

Контроль знаний – это процесс выявления уровня знаний, умений и навыков, то есть система проверки эффективности процесса обучения.

Контроль ЗУНов является результатом, итогом оценки работы учащихся. На современном этапе развития образовательной системы выделено две методических категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом, то есть критерии и нормативы.

Контроль выполняет следующие функции:

  • обучающая;
  • развивающая;
  • воспитывающая.

Задачи обучения и развития при этом решаются на основании определения уровня овладения учениками разными типами учебной деятельности:

  • общеучебной;
  • практической, которая связана со спецификой предмета;
  • творческо-интеллектуальной.

Важная роль в системе контроля отведена воспитательной функции, направленной на формирование у учеников ответственного отношения к учебе, что помогает осознанно осваивать материал, а также быть постоянно готовым к проверке знаний и практическому их применению.

Контроль ЗУН на уроках русского языка

Контроль ЗУН на уроках русского языка ведется по следующим направлениям:

  • Языковая культура подразумевает необходимость соблюдать культурно-речевые нормы, функциональную грамотность, умение общаться, индивидуальную манеру речи, бережное отношение к языку, а также знание самого языка с его нормами.
  • Лингвистическая компетенция подразумевает наличие знаний о языке в качестве общественного явления и знаковой системы, а также об устройстве языка и его функционировании.
  • Коммуникативная компетенция предполагает формирование умения и навыка чтения, письма, говорения и слушания, а также культуру устной и письменной речи.
  • Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа.
«Контроль за формированием ЗУН учащихся на уроках русского языка: виды и методы его проведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Результат формирования указанных выше компетенций – развитие языковой культуры, характеризующейся соблюдением культурно-речевых норм, функциональной грамотностью, умением общаться в любых ситуациях, с осознание коммуникативных задач, индивидуальная речевая манера, бережное отношение к языку.

Методы контроля делят на две группы:

  • связанные с проверкой языковой и лингвистической компетентности учеников;
  • связанные с проверкой умений и навыков учеников.

Известна масса различных форм и методов проверки результатов учебной деятельности школьников, которые должны соответствовать основным принципам контроля: целенаправленности, систематичности и объективности.

Выделяют несколько видов контроля:

  • текущий;
  • промежуточный;
  • итоговый.

Контроль имеет положительную динамику только если проводится в непринужденной обстановке, когда ученики не испытывают стресса. Это может быть достигнуто благодаря нетрадиционным формам и методам опроса учащихся.

На уроках русского языка могут быть использованы следующие виды контроля:

  • сообщение в качестве метода текущего контроля может использоваться во время проверки домашнего задания, что предполагает выяснение понимания изучаемой темы и готовности воспринимать новый материал;
  • презентация – помогает в проверке теоретических знаний, творческих способностей, умении работать с материалами интернета, уровень компьютерной грамотности и креативность мышления;
  • проектные работы – предполагают выполнение творческого или исследовательского задания в рамках изучаемого учебного курса;
  • лингвистический анализ текста – позволяет проверить знания и умения учеников, которые были получены при изучении тем по лексике, фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации, а также в области стилистики;
  • комплексный анализ текста – помогает в определении уровня теоретических знаний по определенной теме, умение использовать их в практической деятельности, практические навыки по разным типам разбора, выполнение нестандартных творческих заданий;
  • заполнение технологической карты – предполагает рефлексию по изучению новой темы, помогает определить степень успешности освоения учениками нового материала, умение применять его на практике, что развивает у учеников умение логически выстраивать письменный ответ, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, демонстрировать приобретенные навыки;
  • практическая контрольная работа – предполагает проверку комплекса знаний по изученной теме. Обычно в контрольной работе выделяют практическую и теоретическую части, то есть проверяется полный объем знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа – это вид мыслительной деятельности, организуемой и направляемой учителем, в процессе которой ученики приобретают необходимый объем знаний и навыков, учатся наблюдению, сравнению, сопоставлению, анализу, обобщению, рассуждению, овладевают логическими операциями, которые нужны, чтобы самостоятельно решать вопросы, выдвигаемые жизнью.

Главная ее задача – чтобы ученики не просто усвоили программу, но приобрели умение самостоятельной работы с книгой, правильного выражения своих мыслей в устной и письменной форме, выделения существенных признаков того или иного явления, сопоставления и группировки фактов, формулировке выводов и обобщений, применению их на практике. Данная проблема решается благодаря усилению самостоятельной работы учеников во всех звеньях учебного процесса.

Самостоятельная деятельность может осуществляться не только во время уроков, но и во время внеурочной деятельности. Например, при выступлении детей на конференциях. Это тоже своего рода самостоятельная работа, так как ученики самостоятельно подбирают информацию, осмысливают материал, проводят своеобразную исследовательскую деятельность.

Эффективность самостоятельной работы преимущественно зависит от качества руководства учителя. Им разрабатывается система заданий и четко определяется задача каждой самостоятельной работы, обучает учеников рациональным приемам умственной деятельности, инструктирует перед началом выполнения задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывая помощь ученикам при преодолении возникающих трудностей и исправляет допускаемые ошибки, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot