Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Понятие и сущность технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Замечание 1

Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета.

В.Ф. Шаталовым была разработана и апробирована авторская технология, направленная на интенсификацию обучения. Данная технология показала все скрытые резервы и возможности традиционной классно-урочной формы обучения.

Основными классификационными параметрами технологии В.Ф. Шаталова являются:

  • общепедагогический уровень применения;
  • приспосабливающаяся философская основа;
  • основной фактор развития – социогенный;
  • совокупная концепция усвоения: поэтапная интериоризация и ассоциативно-рефлекторная;
  • ориентация личностной структуры на информационную ЗУН;
  • светский, технократический, общеобразовательный и дидактоцентрический характер содержания;
  • основной тип управления – совокупность системы малых групп и репетиторства;
  • ведущие организационные формы – академическая, индивидуально-групповая и традиционная классно-урочная;
  • основным подходом к ребенку является сотрудничество с элементами дидактоцентризма;
  • преобладающий метод объяснительно-иллюстративный;
  • категория обучающихся в технологии – массовая.

Основными целевыми ориентирами технологии В.Ф. Шаталова являются:

  1. Формирование у учащихся ЗУН.
  2. Обучение всех детей, вне зависимости от их индивидуальных особенностей и потребностей.
  3. Внедрение ускоренного обучения (объем школьной программы изучается за 9 лет)

Принципы технологии В.Ф. Шаталова:

  • многократное повторение учебного материала;
  • наличие обязательного поэтапного контроля;
  • высокий уровень сложности и изучение большими блоками;
  • динамический темп учебной деятельности;
  • использование опор и наглядностей;
  • ориентировочная основа учебных действий;
  • личностно-ориентированный подход;
  • гуманизация процесса обучения;
  • обучение должно проходить без принуждения;
  • недопущение конфликтов в различных учебных ситуациях;
  • оглашение успехов каждого;
  • создание перспектив на исправление ошибок для каждого учащегося;
  • открытие перспектив на личностный успех и рост;
  • совокупность воспитания и обучения.

Содержание технологии

Особенности содержания технологии интенсификации В.Ф. Шаталова:

  1. Учебный материал вводится большими дозами.
  2. Материал скомпонован блоками.
  3. Весь учебный материал представлен опорными схемами-конспектами.
«Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Большое значение в технологии интенсификации имеет опорный конспект, в котором педагог отражает основные единицы информации, которые необходимо обязательно усвоить.

Определение 1

Опорный конспект – это система опорных знаков, представленных в виде короткого условного конспекта.

То есть по своей сути опорный конспект является своего рода опорой для педагога. В процессе учебного занятия, при подаче нового учебного материала педагог опирается на конспект, в котором условными знаками обозначены понятия, идеи, элементы и т.д.

Определение 2

Опора – ориентир, основа, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

Таким образом, технология В.Ф. Шаталова по своему содержанию является дидактической. Практика ее внедрения в учебный процесс показала высокие образовательные и воспитательные результаты:

  1. Каждый учащийся приобщается к ежедневному труду, тем самым у детей воспитывается воля и трудолюбие.
  2. Внедрение технологии способствует развитию у учащихся познавательной самостоятельности и уверенности в собственных способностях и силах.
  3. У учащихся формируется чувство ответственности и товарищества.

В настоящее время технология В.Ф. Шаталова уже реализована в таких предметных областях как физика, история, русский язык и математика.

Особенности методики технологии

Особенностью технологии интенсификации обучения, разработано В.Ф. Шаталовым является опора на конспекты, в которых учебный материал закодирован в виде схем. Каждый педагог, работающий по данной технологии должен уметь работать с опорными конспектами.

Работа педагога с опорными конспектами, в рамках технологии В.Ф. Шаталова основана на точных методических решениях и приемах:

  1. Изучение теоретического материала в классе:

    • объяснение педагогом учебного материала у доски, сопровождаемое наглядностями;
    • повторное объяснение данного учебного материала, но уже с использованием красочного плаката (опорного конспекта);
    • осуществление индивидуальной работы учащихся по собственным опорным конспектам;
    • закрепление пройденного учебного материала по блокам конспекта.
  2. Самостоятельная работа с пройденным учебным материалом дома, с использованием опорного конспекта, учебника и помощи родителей. Самостоятельная работа учащегося заключается в следующем:

    • вспомнить то, что объяснял педагог на уроке, посредством опорного конспекта;
    • прочитать пройденный материал по учебнику;
    • сопоставить прочитанное с тем, что написано в опорном конспекте;
    • рассказать самому себе то, что было прочитано в учебнике, при необходимости опираться на конспект;
    • запомнить наизусть опорный конспект;
    • воспроизвести письменно конспект и сравнить его с образцом.
  3. Первое повторение пройденного учебного материала – осуществляется посредством фронтального контроля учащихся на усвоение опорного конспекта.

  4. Устное проговаривание учащимися опорного конспекта, осуществляется посредством проведения разнообразных видов опроса.

  5. Второе повторение учебного материала – осуществляется посредством обобщения и систематизации. Проходит в виде:

    • уроков взаимоконтроля;
    • заблаговременной публикации списка зачетных вопросов;
    • подготовки к зачету;
    • использование всех возможных видов контроля;
    • проведение взаимоопроса;
    • использование разнообразных игровых приемов (соревнование между командами, разгадывание ребусов и кроссвордов и т.д.).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot