Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Андрагогика, ее принципы и особенности

Теория обучения взрослых

Определение 1

Андрагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием и разработкой путей обучения, воспитания и развития взрослых.

Данное направление начало развиваться еще в XIX столетии. Андрагогика рассматривала вопросы и проблемы обучения взрослых людей в различных ситуациях. Кроме того, андрагогика затрагивает вопросы построения сознательного и целенаправленного процесса воспитания и обучения взрослых людей, имеющих различные специальности и, участвующих в различных видах трудовой деятельности, а также способы самообразования и самосовершенствования взрослыми своих знаний и навыков в различных областях деятельности.

Андрагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Андрагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В конце XX столетия антропологом М. Ш. Ноулсом были сформулированы основные постулаты теории обучения взрослого человека, которые актуальны и сегодня. Они лежат в основе андрагогики. К ним относятся следующие положения:

  1. Приоритетная позиция взрослого человека в процессе реализации образовательной деятельности.
  2. Обучение ориентировано на достижение конечного результата т.е. целей и задач, которые ставит взрослый человек, сознательно идущий на обучение, самореализацию и саморазвитие.
  3. Наличие жизненного опыта, профессионализм, квалификация обучающегося используется в ходе процесса обучения.
  4. Все знания, которые даются взрослому должны находить практическое применение т.е. нет необходимости обучать взрослого их использованию в реальных жизненных процессах и ситуациях.
  5. Процесс обучение является двусторонним т.е. он основан на взаимодействии двух его субъектов: педагога и взрослого обучающегося.

Современная андрагогика базируется на данных постулатах, но при этом, утверждает необходимость минимизации роли педагога в обучении. Он должен организовывать управление процессом обучения, сводя к минимуму применение методов и средств, ориентируясь на самообучение взрослого учащегося и его индивидуальные цели и задачи.

«Андрагогика, ее принципы и особенности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Одиннадцать принципов андрагогики

Андрагогика базируются на следующих принципах:

  1. Принцип приоритетной позиции самообразования. Обучение основывается на экспериментальной деятельности, анализе, выдвижении гипотез и их проверке. Поэтому, программы образования включают большой арсенал методов, средств и инструментария исследовательской направленности.
  2. Принцип групповой/командной работы. В ходе обучения происходит разделение учащихся на небольшие группы – в зависимости от индивидуальных целей обучения каждого и реализуется командная работа над исследованием какой-то проблемы, реализацией проекта и др.
  3. Принцип использования опыта и знаний обучающихся в учебном процессе. В процессе обучения реализуется передача знаний, навыков, профессионального опыта учащихся между собой.
  4. Принцип постепенного старения опыта и знаний. Предыдущий опыт реальной жизнедеятельности, направлений профессиональной работы может оказаться неактуальным на современном этапе социально-экономического развития общества. Поэтому, опыт ценен, но не всегда применим. Необходимо искать новые способы решения проблем, саморазвиваться.
  5. Принцип ориентации на индивидуальное обучение. Каждый учащийся имеет разный уровень интеллектуального развития, индивидуальные особенности развития, приоритетные цели обучения. На них необходимо опираться педагогу-андрагогу.
  6. Принцип самостоятельного выбора образовательного маршрута. Стимулирование обучения взрослого человека не предусмотрено. Он сам делает осознанный выбор изучения конкретной образовательной программы и стремится к ее полноценному освоению.
  7. Принцип самомотивации к познанию. Цели, задачи, содержание, методы и формы обучения выбираются учащимся самостоятельно. Они не являются обязательными и не требуют достижения каких-то результатов, кроме тех, которые ставятся самим учащимся.
  8. Принцип практического применения результатов обучения. В ходе обучения учащимся должны быть получены прикладные знания и умения. Знания, полученные в ходе обучения должны быть востребованными современным обществом.
  9. Принцип регулярности и систематичности обучения. Саморазвитие и самосовершенствование своих навыков должно быть регулярным. Оно требует постоянного продолжения учебы. Освоение одного курса плавно может перетекать в освоение другого т.е. углубленному исследованию конкретного направления. Системный характер обучения предполагает соответствие его методов, форм и средств целевым ориентирам обучающегося.
  10. Принцип актуальности обучения. Обучение должно быть нужным и полезным в настоящий момент. Знания и навыки, полученные в его ходе должны найти актуальное практическое применение.
  11. Принцип личностного развития. Обучение направлено на личностное развитие. В этом и состоит основная цель андрагогики. В процессе всей своей жизни необходимо развиваться и саморазвиваться, получать и совершенствовать свои знания, навыки, стремиться к постижению непостижимого, достижению успехов в том или ином направлении деятельности.

Особенности обучения взрослых. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Особенности обучения взрослых. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности реализации обучения взрослых

Андрагогика имеет свои особенности. Они связаны с тем, что ее исследования направлены на рассмотрение определенной категории учащихся, которые имеют свои особенности и потребности.

Особенностями обучения взрослого человека являются следующие:

  • Обучение должно реализовываться с учетом низкого уровня обучаемости или его снижения;
  • Образовательные программы требуют непрерывного обновления;
  • Педагогу требуется постоянное совершенствование своих знаний, получение дополнительного образовательного опыта;
  • Обучение реализуется параллельно профессиональной занятости учащихся;
  • Педагогу требуется не только обучать, но и переучивать учащихся, а именно действовать по новым стандартам;
  • Необходимость объединения визуальной и вербальной информации;
  • Создание условий для практического использование нового теоретического материала;
  • Предоставление нового материала в определенном темпе и объеме.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot