влиятельное движение в современном марксизме;
группа ученых, работавших в Институте социальных исследований (1923-1950) при Франкфуртском
университете. Почти все члены Франкфуртской школы были евреями и оказались в изгнании в период нацистского правления в Германии. В те годы
Институт социальных исследований переехал в Колумбийский университет в Нью-Йорке, а во Франкфурт вернулся в 1949
г. Несмотря на то, что основное значение Франкфуртской школы связано с теоретическими работами в области
эпистемологии, марксизма и анализа культуры, в Америке ее представители занимались также важным эмпирическим
исследованием расизма и предубеждений, результатом чего стала работа «Авторитарная личность» (Adorno et al., 1950).
Ведущими представителями Франкфуртской школы были Т. Адорно, В. Беньямин, Э. Фромм, М. Хоркхаймер и Г. Маркузе.
Члены Франкфуртской школы обладали очень широким кругом интересов и оказали разнообразное влияние на развитие
социальной науки. Они основывались главным образом на работах Маркса, но находились также в интеллектуальном долгу
перед Фрейдом и Вебером. Франкфуртцы занимались, с одной стороны, эмпирическими исследованиями музыки,
литературы и аудитории радио, а с другой — теоретическими изысканиями в области эпистемологии и социальной теории.
Основные направления аргументации в рамках Франкфуртской школы заключались в следующем.
(1) Критика развитого капитализма. Члены Франкфуртской школы соединяли Марксов анализ капитализма с
веберовским анализом рационализации. Хотя источники рационализации находились в докапиталистическом обществе,
франкфуртцы утверждали, что эти две социальные формы переплелись между собой, в частности, рационализация
обеспечила средства достижения целей капитализма. Для Франкфуртской школы был характерен в сущности пессимис тический взгляд на современное общество: рационализация обеспечивает железную дисциплину, а капитализм —
совокупность эксплуататорских социальных отношений. Несмотря на множество источников угнетения, члены школы не
видели возможность революционного социального изменения.
(2) Критика экономизма. Франкфуртская школа придерживалась определенного взгляда на марксизм, предлагая синтез
идей Маркса и Вебера. Критикуя экономизм, ее члены полемизировали с определенными версиями марксистской теории, в
частности с теми, согласно которым экономика была единственной или основной силой социального изменения.
Результатом этой полемики был более значительный по сравнению с многими марксистами акцент на роли культуры.
(3) Критика позитивизма. Члены Франкфуртской школы критиковали эпистемологию, которую они считали
господствующей в западном обществе, а именно позитивизм с его положением о том, что знание основывается на
чувственном опыте и проверяется им. Они отдавали предпочтение определенной форме рационализма, в рамках которого
диалектическая мысль обнаруживала поток противоречий, разрешаемых только для того, чтобы они появились в новом
виде.
(4) Отношение к Фрейду. Еще одним теоретическим новшеством Франкфуртской школы было включение психоанализа, главным образом в той версии, которая была предложена Фрейдом, в свою концепцию общества. Это привело к
дальнейшему изменению марксизма, поскольку члены школы считали, что структурную теорию общества необходимо дополнить теорией человеческих потребностей и желаний.
Основная идея ФранкфуртскойшколыФранкфуртскаяшкола социологии – течение социологии, которое было образовано... Наиболее яркими представителями Франкфуртскойшколы социологии являются такие известные исследователи... Основная идея Франкфуртскойшколы социологии заключается в том, чтобы противостоять официальной идеологии... , в рамках Франкфуртскойшколы также затрагивалось большое количество проблем и соответствующих тем,... Еще одна проблема, которая поднималась в рамках Франкфуртскойшколы ее исследователями, – это концепция
Социология Франкфуртской школы одна из наиболее значительных теоретических концепций ХХ в. В статье описываются основные идеи данного направления развития социологической мысли, рассматривается эволюция идей школы, дается характеристика основным представителям.
Общая характеристика Франкфуртскойшколы
Определение 1
Франкфуртскаяшкола – это одно из социологический... Основные источники идей для Франкфуртскойшколы – гегельянство, марксизм и фрейдизм.... «Европейский» этап становления Франкфуртскойшколы
Первый период становления Франкфуртскойшколы назван... Еще одна значимая особенность Франкфуртскойшколы – ее связь с фрейдизмом и неофрейдизмом.... вынудила представителей Франкфуртскойшколы перебраться в США из Европы.
(ad — к, cultura — образование, развитие, лат.) — Процесс
взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются
технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь,
изменяются и приспосабливаются к новым требованиям. При этом вовсе не обязательна
ассимиляция.
концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения отношений обмена имеет долгую историю в антропологии, не так давно такой подход стали использовать и некоторые социологи. Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж.К. Хоманса (Homans, 1961) и П.М.Блау (Blau, 1964), следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений. Этот подход предполагает, что вознаграждения можно обрести только в ходе социального взаимодействия, и поэтому люди, взаимодействуя друг с другом, стремятся к вознаграждениям. Теория обмена обнаруживает сходство между социальными взаи модействиями и экономическими или рыночными трансакциями, которое заключается в ожидании отдачи от вложений. При этом основной парадигмой является модель взаимодействия между двумя людьми. Акцент в данном случае делается на взаимности, хотя основой обмена остается расчет, не предполагающий полного доверия или общих моральных установок. Этот подход является одной из предтеч рационального выбора теории. Критические замечания, выдвигаемые в отношении данного подхода, заключаются в следующем. (1) Его психологические допущения наивны и отличаются преувеличением роли своекорыстных элементов личности, связанных с расчетом. (2) Эта теория остается неразвитой, она не в состоянии перейти с уровня взаимодействия между двумя индивидами на уровень социального поведения большего масштаба. (3) Она не объясняет такие социальные процессы, как осуществление господства или возникновение обобщенных ценностей, исследование которых не может основываться на парадигме обмена между двумя индивидами. (4) Эта теория представляет собой элегантную концептуализацию того, что является тривиальным с социологической точки зрения. Эти критические замечания не относятся к традиционному для французской антропологии акценту на коллективном обмене, связанному с идеями М. Мосса и К. Леви-Стросса. В данном случае имеется в виду не
взаимный, а обобщенный обмен, предполагающий наличие по меньшей мере трех деятелей, при котором любой индивидуальный участник может не получать вознаграждение непосредственно от лица, которому он что-либо отдает. В этом случае обмен предполагает общие ценности и доверие, ожидание того, что другие будут выполнять свои обязательства по отношению к группе или обществу, а не преследовать свои собственные
интересы. В работах Леви-Стросса теория обмена объясняет развитие таких интегративных культурных связей посредством создаваемых в ходе обобщенного обмена социальных сетей. Несмотря на то, что Леви-Стросс занимался изучением неиндустриальных обществ, его разработка вопросов социальной структуры и культуры имеет большее отношение к социологии, нежели вопросы, поднимаемые теориями индивидуального обмена.