Общая характеристика Франкфуртской школы
Франкфуртская школа – это одно из социологический направлений 30-40-ых годов ХХ века, сформировавшееся на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и представляющее собой цельную критическую теорию – критическую социологию.
Разработанную представителями этой школы теорию называют критической потому что:
- во-первых, учение франкфуртцев определенным образом противопоставлялось «традиционной теории», основанной на субъект-объектном дуализме, тогда как само общество является одновременно и субъектом и объектом;
- во-вторых, все представители данной школы были горячими и убежденными критиками современного капиталистического общества.
Основной тенденцией данной теории выступает смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утратили свою самостоятельность. Основные источники идей для Франкфуртской школы – гегельянство, марксизм и фрейдизм.
Методическими принципами теории выступают:
- отрицание позитивизма и его размежевание ценностей и фактов;
- непоколебимость в приверженности гуманизму, освобождение человека от любой формы эксплуатации;
- постановка акцента на значимость человеческого начала в социальных отношениях.
«Европейский» этап становления Франкфуртской школы
Первый период становления Франкфуртской школы назван Европейским, так как географически в то время она была связана с европейскими городами и государствами.
Руководителем и крупнейшим представителем школы был М. Хоркхаймер. Руководствуясь отдельными идеями неомарксизма, который центральным предметом своего внимания считал процессы социального отчуждения, франкфуртцы стремились к созданию теории, которая могла бы преодолеть разрыв эмпирической социологии и философской теории, а также была бы продолжательницей марксистской теории.
Общая социологическая теория Франкфуртской школы не была позитивно направлена, она базировалась на критических основаниях. Данный подход отражается в понятии «тотальное отрицание», широко представленное в идеях и положениях франкфуртских ученых.
Диалектика рассуждений представителей Франкфуртской школы негативная в связи с чем, философская позиция и общий метод их исследований носят название «негативная диалектика». Франкфуртскую школу рассматривают в качестве неомарксистской, относя ее к буржуазной марксологии, предполагающей интерпретацию марксизма учеными, которые придерживаются либеральных и лояльных убеждений в классовом отношении.
Еще одна значимая особенность Франкфуртской школы – ее связь с фрейдизмом и неофрейдизмом. Данная связь отчетливо видна в работах Э. Фромма. Он занимался социологической интерпретацией разрушительных действий человека и невозможности реализовать им свой творческий потенциал в условиях современного общества, что и является смыслом человеческой жизни.
«Американский» этап развития Франкфуртской школы
Американский период начался, когда Вторая мировая война вынудила представителей Франкфуртской школы перебраться в США из Европы. В этот период главное направление социологических исследований этой школы сдвинулось в сторону блока проблем, связанных с феноменом авторитаризма, что было вызвано военным положением, фашистским немецким государством, личностью фюрера и его последователей.
Т. Адоро с единомышленниками в 1950 году выпустил фундаментальную работу «Авторитарная личность», которая содержала материал по социологии и психологии, позволяющий охарактеризовать тип личности, который был порожден тоталитарным режимом, а также «фашизоидным» обществом. К таким чертам авторами причислены консерватизм, властность, агрессивность и ненависть к интеллигентности.
Адорно и Хоркхаймер в 1948 году подготовили к печати книгу, которая должна быть рассмотрена в качестве своеобразной квинтэссенции всего социально-философского и социологического учения Франкфуртской школы. Фашизм, названный «коричневой чумой» авторы объясняют как дух просвещения, культуру, которые связаны с развитием рационализма. Адоро и Хоркхаймер интерпретировали рациональность в качестве подчинения, господства, власти и насилия.
«Западногерманский» период развития Франкфуртской школы
Западногерманский период связывают с возвращением на родину после Второй мировой войны многих известных представителей Франкфуртской школы. В этот момент особое признание получили Г. Маркузе и Ю. Хабермас.
Центральным вопросом, разрабатываемым Г. Маркузе, были причины «болезни» общества и поиски выхода из состояния кризиса буржуазной культуры.
Маркузе называл современное ему общество позднекапиталистическим, формирующим у личности одномерную структуру влечений. Иными словами, в рамках рационализированного и бюрократизированного общества, при существовании репрессивной цивилизации, идет формирование определенного типа личности, который Маркузе называл «одномерным».
Еще одно заключение, к которому он пришел, затрагивало движущие силы современное революции, ибо люди одномерной структуры влечений не способны на осуществление радикальных преобразований. В свое время Маркс связывал революционные изменения в обществе с пролетариатом, то есть рабочим классом, в современном же обществе способность к социальной критике перешла в руки тех, кто еще не успел устояться и «закостенеть». Такие «двигатели революции» – фрейдовский пролетариат – молодые люди 17-25 лет, а также изгои и маргинальные слои общества, то есть все, выпадающие из современной коррумпированной цивилизации.
Маркузе во всех своих рассуждениях особым образом переплетал эклектически выхваченные мысли Маркса и концепции Фрейда. Экстравагантные взгляды Маркузе называли «неомарксизмом», «фрейдо-марксизмом» и пр., а его религиозные лозунги и призывы, в сущности своей, были псевдореволюционными.
Однако, ложноромантическая теория Маркузе прижилась в головах некоторых представителей западной молодежи. Маркузе превратился в идейного вождя движения «новых левых», представители которого делали ставку на насилие, террор и «экспорт революции».