Сущность и признаки социального института
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Сущность и признаки социального института.
Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии. В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах. В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера.
Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О. Конт в качестве её важнейших органов называет такие как семья, кооперация, церковь, право, государство. Своё продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система. При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры. Хотя в этих работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами.
Все же введение термина «социальный институт» в научный оборот по праву принадлежит К. Марксу. В своем письме к русскому литератору Павлу Васильевичу Анненкову от 28 декабря 1846 года К. Маркс отмечал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития». Но ещё раньше, в своей работе «К критике гегелевской философии права» (1844) он заявлял, что для него такие общественные институты как семья, государство, гражданское общество не пустые абстракции, а «социальные формы существования человека». Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе также продолжил Э. Дюркгейм.
Одним из первых дал развернутое определение социального института американский социолог и экономист Т. Веблен. Согласно Веблену, институты, или принятая в настоящее время система общественной жизни, определяют непосредственно цели, подчиняющие себе поведение людей. Но благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов. Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т.Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению, эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства.
Будучи заимствованным из юриспруденции, в социологии понятие «институт» трактуется более широко, чем просто «учреждения», «законы», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института. Социальные институты часто являются организациями, многие из них есть системы организации. Тем не менее, некоторые институты не являются организациями или системами организации, и не требуют организации.
Особенности его словоупотребления осложняются ещё тем обстоятельством, что в английском языке традиционно под институтом понимается любая устоявшаяся практика людей, обладающая признаком самовоспроизводимости. В таком широком, а не узкоспециальном значении институтом может быть обычная человеческая очередь или английский язык как многовековая социальная практика.
Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и так далее. Поэтому в русском языке нередко социальному институту дается другое название — «институция» (от лат. institutio — обычай, наставление, указание, порядок), понимая под ней совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образа мыслей и жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним, а под «институтом» — закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Термин «социальный институт» вобрал в себя как «институцию» (обычаи), так и собственно «институт» (учреждения, законы), так как объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры».
Понятие «социальный институт».
Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.
Социальный институт — это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (институт брака, институт семьи). Э. Дюркгейм образно называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Эти механизмы опираются как на кодифицированные своды законов, так и на нетематизированные правила (неформализованные «скрытые», обнаруживающиеся при их нарушении), социальные нормы, ценности и идеалы, исторически присущие тому или иному обществу.
Социальные институты — это социальные механизмы, устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы социальной жизни (брак, семья, собственность, религия), которые мало восприимчивы к изменениям личностных характеристик людей. Но они приводятся в действие людьми, осуществляющими свою деятельность, «играющими» по их правилам. Так, понятие «институт моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.
С другой стороны, ряд современных исследователей обращает внимание на существенные и принципиальные различия социальных институтов у разных народов. При этом, по мнению этих авторов, характер социальных институтов может определять, как успех, так и провал в развитии того или иного общества. Совокупность социальных институтов образует «институциональную матрицу» данного общества, задающую в нём основной ход всей социальной жизни.
Социальный институт предполагает:
• наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;
• эти механизмы, являясь над индивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого.
В их структуре заключены:
• ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);
• их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;
• средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;
• социальные позиции — сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).
Кроме того, предполагают наличие определенных социальных позиций «профессионалов», способных приводить этот механизм в действие, играя по его правилам, включая целую систему их подготовки, воспроизводства и поддержания.
Чтобы не обозначать разными терминами одни и те же понятия и избежать терминологической путаницы, под социальными институтами следует понимать не коллективных субъектов, не социальные группы и не организации, а особые социальные механизмы, обеспечивающие воспроизводство определенных социальных практик и социальных отношений. А коллективных субъектов все же следует именовать «социальные общности», «социальные группы» и «социальные организации».
Классификация социальных институтов.
• Потребность в безопасности и порядке (государство).
• Потребность в добывании средств существования (производство).
• Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования).
• Потребности в решении духовных проблем (институт религии).
Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
• Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
• Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
• Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
• Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.
Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и так далее. К формальным социальным институтам относятся государство, суд, армия, семья, школа и тому подобные. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества.
Неформальные институты — это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть чётко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.
Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наёмных работников и так далее).
Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.
Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.
Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.
Специфика, природа и функции семьи, церкви, культуры, государства, организации и других основополагающих институтов общества
ИНСТИТУТ СЕМЬИ
Семья — это:
1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Формы брачно-семейных отношений в своём развитии прошли следующие этапы:
1) промискуитет — половые отношения не регулируются ни какими нормами и существуют между всеми членами общества (характерен для ранней ступени истории человечества);
2) групповой брак — древняя форма брака, при которой все мужчины одной родовой группы могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы
3) пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к разным родам;
4) синдиасмическая семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, после чего дети остаются с матерью;
5) моногамная семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной;
6) полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
7) полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
8) патрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу;
9) матрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери.
Основные функции семьи:
1) репродуктивная функция — биологическое воспроизводство членов общества;
2) функция социализации — формирование индивида как личности;
3) воспитательная функция —передача знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, помощь в освоении социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция — ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, решение бытовых (удовлетворяющих повседневные физиологические потребности человека) вопросов, уход за нуждающимися членами семьи (малолетние , престарелые, инвалиды);
5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
6) защитная функция — физическая, психологическая и экономическая защита членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — поддержка членов семьи, создание чувства безопасности и психологического комфорта, совместное переживание различных эмоциональных состояний (желание разделить радость с близкими или, наоборот, посетовать на свои проблемы);
8) рекреационная (досуговая) функция — организация и проведение отдыха;
9) социально-статусная функция — предоставление членам семьи социального статуса;
10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.
Классификация семьи:
По количеству детей: многодетная, малодетная, бездетная.
По характеру распределения домашних обязанностей: традиционная (патриархальная), нетрадиционная (эксплуататорская), коллективистская (партнерская).
Состав семьи: нуклеарная (супружеская пара с детьми), расширенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников), неполная семья (отсутствие одного из родителей).
Характер воспитания: авторитарная (авторитет родителей, старших над младшими), анархическая (внешняя свобода и вседозволенность), демократическая (учет мнений всех, необходимость нести ответственность за свои решения).
Тенденции развития современной семьи:
1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
6) Преобладание нуклеарной семьи.
7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ (РЕЛИГИИ)
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Функции института религии:
1. Мировоззренческая. Дает ответы на вопросы о смысле жизни, причине страданий и сущности смерти.
2. Компенсаторная. Ответы о смысле существования даруют верующим утешение и убеждение в том, что страдания на земле не напрасны.
3. Адаптационная. Может помочь людям адаптироваться к новой среде.
4. Охранительная. Церковь поддерживает существующую власть, власть поддерживает лояльные ей конфессии (РПЦ и действующая власть).
5. Контролирующая. Религиозные нормы устанавливают ограничения для верующих (христианин должен соблюдать пост, выполнять требования заповедей).
6. Социальная самоидентификация. Учения объединяют верующих в сообщества единомышленников, разделяющих одинаковые ценности и преследующих единые цели (религиозные общины, наличие духовенства).
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
В социологической науке категориальным понятием «культура» обозначают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения».
«Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе». В узком смысле под культурными институтами понимают инструмент организации и регулирования духовной среды деятельности человека, а именно системы образования, научной работы, художественного творчества, религиозной жизни и информационных потоков. В широком смысле социальные институты культуры выступают основными средствами обеспечения эффективности творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества.
В систему институтов культуры входят также формы организации художественной деятельности людей. Часто именно они воспринимаются обыденным сознанием как культура вообще, т.е. происходит отождествление культуры и ее части – искусства.
Искусство является институтом, регулирующим деятельность и отношения людей, но производству, распространению и потреблению художественных ценностей. Это, например, отношения между профессиональными творцами прекрасного (художниками) и обществом в лице публики; художником и посредником, который обеспечивает отбор и распространение произведений искусства. Посредником может быть учреждение (министерство культуры) и отдельный продюсер, меценат. Система отношений, регулируемых институтом искусства, включает и взаимодействие художника с критиком. Институт искусства обеспечивает удовлетворение потребностей в воспитании личности, передаче культурного наследия, творчестве, самореализации; потребности решения духовных проблем, поиска смысла жизни. Две последние потребности призвана удовлетворять и религия.
Культура является важной частью жизни каждого человека. Ее значимость достаточно высока как для отдельных социальных процессов, так и для общества в целом. Культура оказывает непосредственное влияние на формирование личности, ее социализацию, а также воздействует на социум путем создания ценностей и их внедрения в общественное сознание через образцы поведения. В социологической науке категориальным понятием «культура» обозначают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения». При рассмотрении такой категории, как «культура», невозможно обойти стороной и явление, которое выступает главным распространителем культуры в обществе. Речь идет о социальных институтах культуры или культурных институтах — комплексе социальных культурных структур и учреждений, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. В человеческом обществе постоянно возникают и развиваются социальные связи, взаимодействия, отношения, которые необходимо закреплять и делать обязательными для всех людей. Эта функция отведена социальным институтам культуры. Без их вмешательства эти процессы приобрели бы противоречивый и нестабильный характер. «Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе». В узком смысле под культурными институтами понимают инструмент организации и регулирования духовной среды деятельности человека, а именно системы образования, научной работы, художественного творчества, религиозной жизни и информационных потоков. В широком смысле социальные институты культуры выступают основными средствами обеспечения эффективности творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества. Социальные институты культуры осуществляют укрепление и распространение культуры в социуме, способствуют социализации личности и овладению ею культурных ценностей, позволяют человеку стать творческой и образованной личностью, создают возможности для культурной деятельности, обеспечивают взаимодействие членов социальной группы и их коммуникацию, хранят и передают накопленный опыт. К культурным институтам относят религию, образовательные учреждения, средства массовой информации, музеи, библиотеки, семью и др. Формирование социального института культуры представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы: 1) зарождение потребности человека в культурной деятельности; 2) появление неорганизованных специальных норм и правил, регулирующих культурную деятельность человека и оказывающих скорее негативное влияние на общество, чем позитивное; 3) формирование закрепленного свода норм, правил, регламентов и санкций в форме социального института культуры, организующего способы культурной деятельности; 4) образование совокупности статусов и ролей, охватывающей все стороны культурной деятельности; 5) становление четкой системы статусов и ролей, соответствующей закрепленному своду правил и норм и одобряемой большинством.
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Российская система образования и науки включает:
- Органы управления и подведомственные им организации (министерства, Академии наук, ГорОНО).
- Сеть учреждений — школы, колледжи, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии.
- Творческие объединения — союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы.
Инфраструктура науки и образования — проектные, производственные, клинические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии.
Образовательные программы и государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Учебники и учебно-методические пособия.
Специализированные периодические издания.
Основные функции образования:
- передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
- генерирование и хранение культуры общества;
- социализация молодежи, ее интеграция в социум;
- формирование статуса личности;
- социальный отбор, дифференциация молодых членов общества для воспроизводства и изменения социальной структуры общества, индивидуальной мобильности;
- обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора;
- создание базы знаний для последующего непрерывного образования;
- создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
- социальный контроль.
ИНСТИТУТ НАУКИ
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Характерная особенность науки в России — зависимость от государства.
1. Государственность института науки и научного образования делает сферу зависимой от госполитики.
2. Исследования и подготовка кадров зависят от социально-экономического заказа.
3. На процессы в науке и образовании влияет общекультурная атмосфера в обществе.
ИНСТИТУТ ПРАВА
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Институт права, или правовой институт — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм. Вот одна из классических дефиниций правового института: Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений.
Институционализация
Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. Формирование общих целей;
3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. Институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами чёткой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и так далее. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование, и так далее. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.
Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность организаций, учреждений, лиц, снабженных определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего образования приводится в действие социальным корпусом преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и так далее, которые для своей деятельности располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и так далее).
Институционализации, как показывают П. Бергер и Т. Лукман[15], предшествует процесс хабитуализации, или «опривычивания» повседневных действий, приводящий к формированию образцов деятельности, которые в дальнейшем воспринимаются как естественные и нормальные для данного рода занятий или решения типичных в данных ситуациях проблем. Образцы действий выступают, в свою очередь, основой для формирования социальных институтов, которые описываются в виде объективных социальных фактов и воспринимаются наблюдателем как «социальная реальность» (или социальная структура). Эти тенденции сопровождаются процедурами сигнификации (процесс создания, употребления знаков и фиксации значений и смыслов в них) и формируют систему социальных значений, которые, складываясь в смысловые связи, фиксируются в естественном языке. Сигнификация служит целям легитимации (признание правомочным, общественно признанным, законным) социального порядка, то есть оправдания и обоснования привычных способов преодоления хаоса деструктивных сил, угрожающих подорвать стабильные идеализации повседневной жизни.
С возникновением и существованием социальных институтов связано формирование в каждом индивидууме особого набора социокультурных диспозиций (габитуса), практических схем действования, ставших для индивида его внутренний «естественной» потребностью[17]. Благодаря габитусу происходит включение индивидов в деятельность социальных институтов. Социальные институты поэтому — это не просто механизмы, а «своеобразные „фабрики смыслов“, задающие не только образцы человеческих взаимодействий, но и способы осмысления, понимания социальной реальности и самих людей».
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Если это армия, то её роль состоит в обеспечении военно-политической безопасности страны путём участия в боевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо неё есть и другие явные функции, в той или иной степени свойственные всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение главной.
Наряду с явными, существуют ещё и неявные — латентные (скрытые) функции. Так, Советская Армия в своё время выполняла ряд скрытых несвойственных ей государственных задач — народно-хозяйственных, пенитенциарных, братской помощи «третьим странам», усмирения и подавления массовых беспорядков, народного недовольства и контрреволюционных путчей как внутри страны, так и в странах соцлагеря. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этого получилось.
Выявление латентных функций социальных институтов позволяет не только создать объективную картину социальной жизни, но и дает возможность минимизировать их негативное и усилить позитивное влияние с тем, чтобы осуществлять контроль и управлять протекающими в ней процессами.
Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:
• обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности;
• регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;
• определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);
• производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности[19].
Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:
• Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
• Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
• Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
• Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и так далее. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.
Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путём изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.