Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Франкфуртская школа социологии

Основная идея Франкфуртской школы

Франкфуртская школа социологии – течение социологии, которое было образовано в 20 годы 20 века. Первые десять лет школа основывалась на идеях особо влиятельных леворадикальных течений, и к 30-м годам стала считаться одним из самых востребованных направлений в социологической мысли, которое дало не только огромный объем теоретического материала, но и инновационные эмпирические разработки.

Как мы отметили, окончательно сформировалось течение в 30-е годы, а базой его стал франкфуртский Институт социальных исследований. В то время школой руководил М. Хоркхаймер, который стоял у самых ее истоков, и предложил вводить новые понятия, новые требования к социологическим исследованиям и социологическим данным. Наиболее яркими представителями Франкфуртской школы социологии являются такие известные исследователи, как Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас.

Их имена прозвучали во всем мире, поскольку именно благодаря их разработкам появился шанс взглянуть на мир и на ситуацию в нем с совершенно другой точки зрения. К тому же, раскрылись возможности выделять более узконаправленные течения в социологии, которые нуждаются в более внимательном отношении со стороны общественности.

Основная идея Франкфуртской школы социологии заключается в том, чтобы противостоять официальной идеологии, которая установилась на основании буржуазного консерватизма и социализма. Представителями школы отрицались справедливость и обоснованность идей, которые предлагались в рамках марксистского направления, и совершенно абсурдными им виделись идеи капитализма и того, что в будущем он может заменить социализм. Именно они сыграли роль в развитии совершенно нового направления, которое получило название Неомарксизм.

Замечание 1

Неомарксизм представляет собой отрицание любых духовых ценностей, которые были восприняты в рамках духовной культуры капитализма. Представители данного течения стремились доказать целесообразность признания необходимости возможной и, что самое главное, перспективной антикапиталистической революции, которая могла бы изменить ход всей истории и, конечно же, жизни большей части людей в мире.

«Франкфуртская школа социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ключевая идея данной школы состоит в том, что существуют особые группы, находящиеся «на дне» капиталистического общества, которые в определенное время заявят о себе, о своих правах и свободах. К таким группам относятся:

  1. Люмпенизированные категории населения;
  2. Граждане, которые не трудоустроены в определенный промежуток времени;
  3. Представители сексуальных меньшинств.

Проблемное поле Франкфуртской социологической школы

Конечно же, как и в любом социально значимом направлении, в рамках Франкфуртской школы также затрагивалось большое количество проблем и соответствующих тем, которые нуждались в своем разрешении:

  • Во-первых, исследователи проводили углубленный социологический анализ капиталистической системы, которую ори считали источником многих социальных проблем.
  • Во-вторых, ими выдвигалось большое количество критических суждений в отношении состояния современного общества, так как его считали негуманным, антиличностным, подавляющим человека как индивидуума.

Еще одна проблема, которая поднималась в рамках Франкфуртской школы ее исследователями, – это концепция авторитарной личности. попытки Представители этой школы при помощи конкретных социологических исследований пытались доказать, что личность соответствует определенной социальной реальности, которую она как раз воссоздает в реальном мире.

Помимо того, многие социологи стремились к тому, чтобы разрабатывать особую методологию исследований, которые в основном проводились в таких отраслях, как социология культуры и искусства (Адорно), социология коммуникаций (Хабермас), социология движений ликвидаторского толка (Маркузе).

Таким образом, стали подниматься проблемы человека, человеческой личности, субъективной оценки его способностей в различных отраслях жизнедеятельности. С появлением массовости и активизации процесса массовизации появилось огромное количество проблем, связанных с тем, что человек стал постепенно смешиваться с толпой, полностью теряя свои уникальные индивидуальные черты. Отсюда появилось понятие «Одномерный человек».

Под одномерным человеком принято понимать то, что все люди ведут себя одинаково, одинаково выстраивают поведенческие стратегии, поскольку они следуют одним и тем же желаниям. Также стоит отметить, что в обществе, существовавшем во времена Франкфуртской школы, присутствовал скрытый неототалитаризм, так как общество потребления уже успело создать особые ценности. Это в значительной степени оказало воздействие на культуру, и, тем самым, общество потребления могло контролировать индивида, его потребности, желания, интересы.

Также исследователи школы рассматривали специфику разделения человеческого существования на основные сферы. Первая сфера – это труд, когда люди не только взаимодействуют друг с другом, но также взаимодействуют и с природой. Отсюда появляются новейшие технологии, производство рационализируется, эффективность его, соответственно, повышается. Труд – это инструмент, благодаря которому человек может реализовывать себя и удовлетворять свои потребности.

Интеракция – это, собственно, межличностное взаимодействие, которое выступает в качестве самой основной формы, с помощью которой осуществляются трудовые отношения и многие другие взаимодействия. Все это выражается в коммуникации, которая также может быть формальной или неформальной, а также может подчиняться тем или иным правилам и законам. Коммуникации могут быть осуществлены для того, чтобы достигать собственные цели, а могут быть реализованы для достижения общей идеи.

Дата последнего обновления статьи: 17.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot