Сущность привлечения персонала
Выбор приоритетного метода привлечения кандидатов на трудоустройство – это оценка доступных альтернатив и определение предпочтительной из них для привлечения потенциальных работников на вакантную должность.
Любая организация в процессе функционирования сталкивается с необходимостью комплектовать штат персоналом. Концепция привлечения работников в организацию в первую очередь должна быть ориентирована на то, чтобы своевременно обеспечить удовлетворение нужд в квалифицированном персонале. Привлекая и отбирая новых работников, организация не только обеспечивает нормальное функционирование, но и формирует базу для будущего успеха. Персонал – это мотор предприятия, ошибки при его привлечении могут стоить дорого. Прямые затраты на отбор новых работников – это только небольшая часть возможных потерь. Итак, привлечение персонала является важным элементом в системе управления человеческими ресурсами.
Привлечение персонала представляет собой поиск кадров с использованием разнообразных методов.
Вообще управление персоналом ориентировано на то, чтобы:
- усилия работников сосредотачивались на выполнении намеченных стратегических задач,
- потенциал сотрудников использовался по возможности эффективно,
- качество жизни персонала повышалось.
Рыночные отношения подразумевают, что работник играет ведущую роль внутри организации (за ее пределами эта роль отводится потребителям, клиентам). Поэтому работник должен быть ориентирован:
- на потребителя, а не на руководителей,
- на получение компанией прибыли, а не на расточительное расходование ресурсов,
- на проявление инициативы, а не на бездумное исполнение приказов,
- на переход к обоснованным социальным нормам.
При этом приоритетна организационная культура, а не жесткая иерархия.
Исходя из вышесказанного, главная комплексная цель системы управления персоналом может быть определена как обеспечение организации кадрами, поддержка их эффективного использования, профессионального и личностного развития.
Исходным пунктом в комплектовании штата выступает поиск и привлечение персонала. Это варианты отбора персонала. В целом можно обозначить две позиции исследователей относительно привлечения персонала:
- привлечение персонала как набор персонала,
- привлечение персонала как подбор и отбор персонала.
Первая концепция ограничивает привлечение персонала поиском людей на замещение вакантных должностей. Во втором случае в привлечение включают процессы отбора и подбора.
Источники привлечения персонала
При поиске персонала ключевое значение имеют источники привлечения кандидатов. Все источники можно разделить на две большие группы:
- Внутренние источники. Речь идет о том, чтобы найти кандидата внутри организации. Для этого рассылают уведомления сотрудникам, проводят конкурсы вакансий, собирают рекомендации среди сотрудников, осуществляют мероприятия по ротации или приглашают на рабочее место бывших кандидатов. В некоторых странах (к примеру, Японии), когда в управленческом аппарате появляются вакансии, сначала объявляют конкурс среди сотрудников на замещение должности. Считается, что это полезно как для организации (поскольку сотрудник уже знает ее специфику, знаком с коллективом, на адаптацию потребуется меньше времени), так и для работников, которые вдохновляются повышениями, работают с больше мотивацией и лояльностью. Только если результаты отрицательны (не удается найти среди сотрудников подходящего человека), начинают рассматривать кандидатов со стороны. Если компания активно работает с кадровым резервом, ей полезно будет использовать такой инструмент, как матрица перемещений. В ней отражается текущая позиция для каждого руководителя и возможности по его перемещению (с оценкой степени готовности для занятия той или иной должности).
- Внешние источники. Это вся совокупность людей, которая может работать в организации, но в настоящий момент в ней не работает. В этот список могут попасть как кандидаты, по которым ранее велась кадровая работа («список ожидания»), так и специалисты, с которыми еще не было никаких контактов. Для поиска персонала во внешней среде используют объявления в Интернете и печатных изданиях, биржи труда, рекрутинговые агентства, рассылки по образовательным учреждениям.
Методы привлечения кандидатов для трудоустройства
Методы набора кадров можно разделить на активные и пассивные.
Активные методы используются, если спрос на трудовом рынке превышает предложение (в том сегменте, где ведется поиск). Основные активные методы:
- поиск внутри компании. При этом анализируются личные дела, запрашивается мнение руководителей. Этот способ требует минимальных затрат, но может столкнуться с сопротивлением непосредственных руководителей, которые не захотят лишать подразделение лучших специалистов;
- вербовка. Компания может наладить контакт с людьми, представляющими для нее интерес, побудить их к подаче заявления о приеме на работу. Поиск может вестись по учебным заведениям компаниям-партнерам, по личным связям (знакомствам) сотрудников, на профессиональных конференциях и семинарах;
- организация презентаций. Этот способ подходит для вакансий, не требующих специальных навыков, для подработок;
- участие в ярмарках вакансий. Подходит для поиска сотрудников массовых профессий;
- лизинг персонала. Применяется в случае с временными вакансиями.
Пассивные методы набора персонала:
- самостоятельный поиск через средства массовой информации. В настоящее время в основном используются специализированные интернет-порталы, где компании могут размещать сведения о вакансии и получать отклики-резюме;
- выбор из самопроявившихся кандидатов;
- использование баз агентств по трудоустройству и подбору сотрудников.
Как правило, организации используют несколько методов из перечисленных, что позволяет расширить охват и повысить вероятность привлечения подходящего сотрудника.