Управление внутренними коммуникациями
Управление внутренними коммуникациями и корпоративной культурой - это совокупность действий, направленных на формирование ценностей и механизмов, определяющих деятельность сотрудников, протекание бизнес-процессов и рабочую среду, благоприятных для достижения общих целей организации.
Внутренние коммуникации представляют собой управленческую функцию, решающую стратегическую задачу. Они позволяют построить эффективную систему взаимодействия внутри компании, выступают одним из инструментов развития корпоративной культуры.
Основная проблема, с которой сталкиваются многие компании, - это невнимание к сотрудникам и неумение донести им ключевые послания, которые описывают цели и задачи организации. Компания может добиться реального успеха только в том случае, если творческий потенциал, энергия и энтузиазм её сотрудников будут ориентированы в одну сторону. Требуется, чтобы работники не просто любили свою работу и верили в своё дело, но и одинаково воспринимали цель своих усилий.
Часто руководители, рассматривая коммуникации с общественностью, уделяют внимание различным целевым группам, но забывают о том, что сотрудники тоже являются такой целевой группой. В среднем потери компаний, вызванные нелояльностью персонала, превышают потери от деятельности конкурентов в несколько раз. Однако в российской практике до сих пор не распространена осознанная работа, направленная на построение благоприятных коммуникаций в коллективе. Деятельность внутренних коммуникаторов посвящена:
- эффективным коммуникациям с внутренней аудиторией,
- укреплению корпоративной лояльности.
Внутренние коммуникации требуются как для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие работников внутри компании, разрешить кризисные ситуации, так и для того, чтобы поддерживать корпоративную культуру и формировать приверженность среди работников. По сути, внутренние коммуникации пользуются теми же механизмами, что и внешние. Однако имеется и собственная специфика. Поскольку во внутренних коммуникациях аудиторией является коллектив компании, состоящий из людей, чьё благополучие значительно зависит от успехов организации, они испытывают более высокую потребность в информации, чем другие целевые группы.
Во внешних коммуникациях часто используют такие технологии как:
- умолчание,
- перестановка акцентов,
- смещение фокуса внимания.
Для внутренних коммуникаций эти механизмы недопустимы. Если сотрудникам не будет предоставлена официальная информация, её заменят слухи и сплетни, которые могут привести к кризису.
Некоторые руководители думают, что внутренние коммуникации - это создание корпоративного издания или электронной рассылки. Конечно, это важные инструменты для построения отношений с внутренней аудиторией организации, но они не являются единственными. Чтобы внутренние коммуникации реально работали, необходимо проводить планомерную комплексную деятельность, включающую разнообразные средства, направленные на решение бизнес-задач и достижение бизнес-целей.
Управление корпоративной культурой организации
В последнее время усиливается внимание к корпоративной культуре. Некоторые исследователи даже предлагают рассматривать корпоративную культуру как нематериальный актив. Этот подход можно считать оправданным, поскольку при прочих равных победителем в конкурентной борьбе выходит организация, которая имеет более развитую и эффективную организационную культуру.
Под корпоративной культурой организации понимают совокупность поддерживаемых в ней ключевых моральных ценностей, убеждений, этических норм и стандартов поведения, разделяемых большей частью сотрудников.
Корпоративная культура, выступающая в роли негласных правил и ориентиров деятельности, определяет согласованность действий на всех организационных уровнях:
- отдельных сотрудников,
- подразделений,
- управленческого звена.
В любой компании существует корпоративная культура. Даже если руководство не уделяет внимание управлению корпоративной культурой, она складывается стихийно, поскольку персонал является членами социума, живёт по общим для любой группы людей законам. Корпоративная культура отражает не только внутренние процессы компании, но и внешние взаимоотношения, характерные для общества целиком.
Формирование корпоративной культуры компании подвержено влиянию следующих факторов:
- сферы бизнеса, области и технологических особенностей производства,
- личности руководителя,
- норм и установок внешней и внутренней среды,
- этапа развития организации.
С позиции стратегических целей организации культура может быть как негативной, так и позитивной. Её невозможно изменить одномоментно. Корпоративную культуру можно постепенно адаптировать и корректировать в процессе управления.
Под управлением корпоративной культурой понимают систематическое, сознательное и целенаправленное изменение культуры компании, направленное на повышение лояльности, приверженности и мотивации сотрудников, ориентацию поведения работников на достижение стратегических целей фирмы.
Независимо от того, на каком этапе развития находится компания, может применяться один из двух способов управления корпоративной культурой:
- первый способ исходит из того, что руководитель является олицетворением корпоративной культуры. Формирование корпоративной культуры производится на основе личных представлений руководителя и его стратегического видения. Для того, чтобы насаженные сверху нормы культуры поддерживались членами организации, у руководителя должен быть высокий моральный авторитет. Кроме того, он должен лично придерживаться корпоративных ценностей, быть предельно искренним. Такой способ могут применять коммерческие структуры с небольшой численностью работников, когда каждый сотрудник лично сталкивается с руководителем на регулярной основе,
- второй способ предполагает формирование корпоративной культуры снизу. Он чаще встречается в крупных компаниях, в которых процесс формирования культуры начинается с анализа имеющихся стихийных норм.