Наука об управлении персоналом
Наука об управлении персоналом начала формироваться на заре промышленной революции более 100 лет назад. Вначале управление персоналом и организацией не разделяли между собой. В наше время «Управление персоналом» это многогранное научное направление, куда входит и теория управления, социология, психология, конфликтология, этика, экономика труда, трудовое право. Выделяются три группы теорий в управлении персоналом:
- Классическая теория: представители - Ф.Тейлор,Г.Эмерсон, А.Файоль, Л.Урвик, Г.Форд, М.Вебер. Развивалась с $1880$ года до $1930$ года.
- Теория человеческих отношений: представители – Э.Мэйо, Р.Ликарт, К.Арджерис, Р.Блэйк. Развивалась после $1930$ года
- Теория человеческих ресурсов: представители – Ф.Герцеберг, А.Маслоу, Д.Мак-Грегор. Современная теория, рассмотрим ее подробнее.
Человек со своими потребностями, ценностями, мотивацией является субъектом управления и ресурсом производственной системы. Организация заинтересована в определенном поведении сотрудника. Поведение человека – это совокупность социально значимых сознательных действий, которые обусловлены пониманием собственных функций. Для организации эффективным будет такое поведение, которое обеспечивает добросовестное исполнение обязанностей, когда во имя интересов организации человек, в критической ситуации, готов выполнять большую работу, являясь активным, готовым к сотрудничеству сотрудником.
Для решения данной проблемы существует несколько подходов. Подбор сотрудников с необходимыми качествами. Имеет свои недостатки:
- сложно найти нужное количество работников,
- нет гарантий, что будет ожидаемое поведение,
- со временем могут поменяться требования к сотруднику, которые будут идти в разрез к тем критериям, по которым их выбирали.
Под влиянием организации сотрудник изменяет свое поведение в нужном направлении. Его поведение определяется личностными чертами, условиями совместной деятельности, своеобразием самой организации. Личностные черты влияют на качество выполняемой им работы, на его отношение с коллегами. Можно выделить следующие основы поведения:
- мотивация
- восприятие – это активный подсознательный процесс приема и переработки важной информации. Субъективный процесс, благодаря чему существует вероятность полного или частичного искажения информации и даже ее потери. Могут возникнуть субъективные реакции, такие как: отторжение, принятие, «поведение страуса». На восприятие могут оказывать влияние следующие субъективные и объективные факторы: условия поступления информации, виденье реальной ситуации, стереотипы и убеждения сотрудника.
- критериальная основа: устойчивые характеристики сотрудника, определяющие выбор его поведения.
Индивидуальность поведения человека зависит не только от персональных черт, но и от ситуации, возраста сотрудник, поэтому изучение должно быть комплексным.
Факторы, влияющие на поведение работника организации
Выделяют внешние факторы, влияющие на поведение работника:
- На работе существует два круга общения: личный, включающий эмоциональные связи, и служебный, который определяется должностными обязанностями. Микроэтика каждого круга влияет на взаимодействие в рамках управленческой деятельности.
- Роль: ожидаемые действия работника в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями - место в управленческой иерархии, которое он занимает.
- Статус – это оценка личности и его роли окружающими, определяющая в системе социальных связей его ожидаемое и реальное место. Ранг бывает неформальным и формальным.
Человек свободен в выборе норм поведения и ценностей организации. Выделяют следующие типы поведения работника в организации:
- дисциплинированный: полностью принимает нормы и ценности поведения
- «приспособленец» : старается следовать принятым нормам поведения в организации, но при этом отвергает ценности организации. Исполнительный, но не надежный. Работник ориентирован не на результат, а на достижение «комфортного состояния».
- «оригинал»: приемлет ценности организации, отвергает нормы поведения. Возможны трудности во взаимоотношениях, но это возможно преодолеть, если по отношению к таким сотрудникам отказаться от устоявшихся норм поведения
- «бунтарь»: не приемлет ни ценности, ни нормы поведения, постоянно вступает в конфликт с окружением и руководством.
Работа в коллективе воздействует на поведение сотрудников, так каждый работник должен приспособиться к требованию группы. К плюсам нормативной регуляции поведения относятся: информирование об ожидаемом поведении в группе, в зависимости от занимаемой ступени в групповой иерархии. стандартизация группового и индивидуального поведения. * обеспечение психологической комфортности, так как не нужно выбирать поведенческую модель.
Степень сплоченности коллектива определяет силу влияния группы на поведение работника.
Методы управления персоналом или сокращенно МУП – это способы воздействия на работников и коллектив в целом, с целью координации коллектива , а так же отдельных работников, с целью координации их деятельности. Выделяют следующие группы методов:
- административные - основаны на дисциплине, власти, взыскании.
- экономические – основаны на использовании экономических законов.
- социально-психологические – основаны на мотивации, моральном убеждение.
Мотивация и стимуляция
Организация может обеспечить работника средствами для нормальной жизни. Чем больше его индивидуальные потребности связаны с базовыми потребностями, тем больше он зависит от организации и легче управляется.
Мотивация – представляет собой долговременное воздействие на сотрудника с целью изменения его ценностей, интересов по заданным параметрам, для создания трудового потенциала.
Стимулирование труда – направлено на реализацию трудового потенциала сотрудника с учетом его ценностей и интересов.
Механизмы стимулирования и мотивации должны быть адекватны друг другу. Повышение зарплаты или угроза увольнения не являются эффективной мотивацией. Пытаются выделить потребности человека, заставляющие действовать. Потребность - это отсутствие чего-либо, что побуждает к действию. Они бывают:
- первичные, заложенные генетически, такие как физиологические потребности: в пище, отдыхе, безопасности…
- приобретенные: социальные потребности, или потребность в причастности: потребность в любви, поддержке, социальном взаимодействии. потребность в уважении потребность в самовыражении.
Маслоу считал, что приобретенные потребности удовлетворяются после физиологических потребностей. Чтобы работник выполнял общие цели, нужна мотивация, а для этого нужно знать его первоочередные потребности. Мак-Келланд считал, что поведение человека зависит от взаимодействия его потребностей, не разделяя их иерархически.
Процессуальные теории анализируют мотивацию через распределение усилий для достижения целей, тип поведения работника при этом. Так как согласно теории ожидания условием мотивации, кроме потребности, является тип поведения. Поведение сотрудника определяется:
- поведением руководителя, возможна стимуляция сотрудника
- поведением сотрудника, уверенного в возможности вознаграждения при определенных условиях.
Через вознаграждения работник чувствует свою ценность. Выделяют внешние вознаграждения: премия, зарплата, продвижение по службе и внутренние вознаграждения: при достижении цели чувство успеха:
- сотрудника и руководителя, предполагающих, что при улучшении выполняемой работы, будет вознаграждение.
- сотрудника, который соотносит размер вознаграждения с необходимой ему суммой, для удовлетворения потребности.
В теории ожидания выделяется необходимость повышения качества труда и уверенность, что старания сотрудника заметят и оценят. Вознаграждения в значительной степени должны удовлетворять имеющиеся потребности работника.
Э.Лоулер, Л.Портер в своей комплексной процессуальной теории мотивации соединили теорию ожидания и справедливости. Выделяли следующие составляющие:
- восприятие,
- затраченные усилия,
- вознаграждение,
- полученные результаты,
- степень удовлетворения.
Достигнутые результаты в работе зависят от усилий приложенных сотрудником. Уровень усилий определяться ценностью вознаграждения, адекватностью вознаграждения затраченным усилиям. Результативный труд несет удовлетворение, повышает результативность. Высокая результативность причина полного удовлетворения. Ученые показали, как важно объединить понятия способности, усилия, результат, вознаграждение, удовлетворение в одной системе.
Существуют типы мотивации:
- Когда работник ориентирован на общественную значимость.
- Работник ориентирован на оплату, статусные ценности – их большинство.
- Разные ценности у работника сбалансированы.
Стимулы, влияющие на трудовую мотивацию:
- экономические льготы,
- уровень зарплаты,
- условия трудаллектив,
- справедливость при распределении доходов,
- отношения в коллективе, семье
Стимулирование – это совокупность требований с соответствующей им системой поощрений, наказаний. Различают организационное, моральное и др виды стимулирования.