Содержание безопасности персонала
Социальные услуги и безопасность на предприятии – это комплекс гарантий, предоставляемых работодателем персоналу.
Вопросы безопасности персонала регламентируются трудовым законодательством. Приоритеты государственной политики в сфере охраны труда построены таким образом, что обеспечение сохранения жизни и здоровья персонала выступают одним из ключевых моментов. Это закреплено ст. 210 Трудового кодекса РФ. Работодатель должен обеспечить своим сотрудникам условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Конкретный набор обязанностей работодателя перечислен в ст. 214 ТК РФ, он включает следующие аспекты:
- обеспечить безопасность сотрудников в ходе эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, инструментов, материалов, сырья, при осуществлении технологических процессов;
- создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда;
- обеспечить соответствие нормативным требованиям всех рабочих мест;
- систематически выявлять опасности и профессиональные риски, регулярно анализировать и оценивать их;
- реализовать мероприятия, направленные на улучшение условий труда;
- разрабатывать меры, ориентированные на обеспечение охраны труда и безопасных условий труда;
- оценивать уровень профессиональных рисков при организации новых рабочих мест, вводе в эксплуатацию объектов производственного назначения;
- соблюдать требования законодательства в части режима труда и отдыха персонала;
- приобретать за собственный счет и выдавать работникам, занятых на работах с опасными или вредными условиями (а также в особых температурных условиях или в условиях загрязнения) средства индивидуальной защиты и смывающие средства;
- оснащать места нахождения персонала средствами коллективной защиты;
- обучать сотрудников охране труда, в частности, безопасным приемам и методам выполнения работ, применению средств индивидуальной защиты, оказанию первой помощи, проводить инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда;
- контролировать условия на рабочих местах, соблюдение персоналом требований охраны труда, корректность применения работниками средств защиты (коллективных и индивидуальных);
- проводить специальную оценку условий труда;
- проводить за свой счет медицинские осмотры (в том числе при поступлении на работу, а также периодически в течение трудовой деятельности) и исследования (в том числе психиатрические, химико-токсикологические) в предусмотренных законодательством случаях с сохранением за работником должности (рабочего места) и среднего заработка на время их проведения;
- не допускать к исполнению трудовых обязанностей работников, которые не прошли необходимое обучение по охране труда;
- предоставлять информацию о системе охраны труда уполномоченным органам;
- принимать меры, ориентированные на предотвращение аварийных ситуация, сохранение жизни и здоровья персонала при возникновении аварийных ситуаций, оказание пострадавшим первой помощи;
- расследовать и вести учет производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний, включая рассмотрение и учет причин и обстоятельств, вызвавших микротравмы (микроповреждения);
- осуществлять санитарно-бытовое обслуживание сотрудников;
- доставлять в медицинскую организацию работников, которые заболели на рабочем месте, если им требуется оказать неотложную медицинскую помощь;
- не препятствовать проведению проверок условий и охраны труда, расследований производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний представителями уполномоченных органов;
- выполнять предписания уполномоченных органов в сфере охраны труда;
- обеспечивать обязательное социально страхование персонала;
- информировать сотрудников об условиях труда и охране труда, о профессиональных рисках и предпринимаемых мерах защиты на их рабочих местах;
- разрабатывать и утверждать локальные нормативные акты в сфере охраны труда. При этом учитывается мнение представительных органов работников (например, выборного органа первичной профсоюзной организации), если они имеются в организации;
- вести реестр нормативно-правовых актов по охране труда в контексте осуществляемой деятельности. Работники должны иметь доступ к этим актам в актуальной редакции;
- соблюдать ограничения на привлечение отдельных категорий работников к конкретным работам (с вредными или опасными условиями);
- при привлечении к работе инвалидов, создавать для них условия труда, соответствующие индивидуальным программам реабилитации или абилитации;
- приостанавливать работы, если возникает угроза жизни и здоровью сотрудников, до того, как угроза будет устранена.
Социальные услуги на предприятии
Трудовое законодательство предусматривает базовые социальные гарантии, обязательные для исполнения всеми работодателями. Так, любой наемный сотрудник имеет право на:
- нормированное рабочее время с перерывами на отдых и прием пищи;
- оплачиваемые отпуска (ежегодные, учебные, декретные и т.д.) и больничные;
- уплату установленных налогов и отчислений работодателем.
Многие работодатели, стремясь повысить лояльность персонала и развить корпоративную культуру, предоставляют дополнительные социальные услуги – так называемый «социальный пакет». Его наполнение определяется работодателем самостоятельно и может различаться в разных подразделениях или для разных должностей. Самыми популярными компонентами мотивационного и компенсационного социального пакета являются:
- оплата мобильной связи;
- обеспечение жильем в случае ротации персонала между городами;
- компенсация затрат на горюче-смазочные материалы и обслуживание автомобиля;
- компенсация проезда или служебный транспорт;
- льготное питание;
- абонемент в бассейн, на фитнес;
- организация досуга и отдыха, льготные билеты на развлекательные мероприятия, путевки;
- компенсация обучения (в том числе не касающегося непосредственно профессиональных знаний, направленного на общее развитие сотрудника).