Стимулирование - это процесс, характеризующийся использованием соответствующих стимулов с целью мотивирования людей. Стимул играет роль рычага воздействия, который вызывает действие определенного мотива.
Понятие стимула и стимулирования труда
Категории стимул и стимулирование в своей основе опираются на понятие мотивация, которая представляет собой внутренние и внешние движущие силы, побуждающие индивида к работе с определенной направленностью, формой и границами.
Воздействие мотивации на человеческое поведение относится к большому числу факторов. Оно в большей степени индивидуально и меняется под влиянием обратной связи со стороны деятельности.
Стимулы - это побуждения внешнего характера, составляющие трудовой ситуации, оказывающие воздействие на человеческое поведение в области труда.
Эффективное стимулирование осуществляется посредством трех функций:
- Экономическая функция, характеризующаяся содействием росту производственной эффективности;
- Социальная функция, формирующая через доходы социальную структуру (появление потребности, развитие личность и др.);
- Нравственная (воспитательная) функция, создающая отношение к труду.
В качестве способа управления для стимулирования характерен учет интересов личности, трудового коллектива. Здесь важной является степень удовлетворения потребностей, которые представляют собой важный фактор поведения в социальных системах.
Суть и виды стимулирования
Набор потребностей различных индивидов, включенных в соответствующую социальную систему, не всегда одинаков. Различный перечень потребностей имеет в своей основе процесс формирования личности и влияние окружающей среды.
Потребность сама по себе не способна вызвать побуждение к определенным действиям. Только при встрече потребности и предмета, способного ее удовлетворить, потребность получает возможность направления и регулирования деятельности социальной системы, управления ее поведением. Процесс осознания потребностей вызывает влечение, интерес, желание, стремление.
Суть стимулирования сотрудников состоит в нескольких особенностях:
- стимулирование высокого трудового показателя для каждого работника;
- создание некоторой линии трудового поведения сотрудника, которая концентрируется на развитии организации.
- побуждение персонала к максимально полному использованию собственного умственного и физического потенциала при осуществлении обязанностей, возложенных на него.
Рассмотрим классификацию видов стимулирования. В первую очередь выделяют материально-денежное стимулирование, которое представляет собой поощрение сотрудников денежными выплатами за результаты трудовой деятельности.
Использование материальных (денежных) стимулов дает возможность регулирования поведения объектов управления с помощью денежных выплат и санкций:
- Доплата — это форма вознаграждения, выплачиваемая за дополнительные результаты труда или эффект, который получен на конкретном участке.
- Надбавка включает денежные выплаты сверх зарплаты. Они стимулируют сотрудника повышать квалификацию, профессиональное мастерство и длительно выполнять совмещение трудовых обязанностей.
- Компенсации — это денежные выплаты, которые работодатель устанавливает для возмещения сотрудникам затрат, связанных с исполнением обязанностей.
- Премирование включает денежные выплаты, выдаваемые за особые (повышенные) результаты труда.
Социальное стимулирование оказывается в материальном виде, но не в денежной форме. Главная его направленность представлена отношениями между людьми, которые выражены в признании руководством заслуг сотрудника, а также его материально-неденежное поощрение.
Моральное стимулирование представляет собой самую развитую и широко используемую подсистему духовного стимулирования труда. В ее основе лежат специфические духовные ценности человека.
Моральные стимулы являются стимулами, действие которых основано на потребности индивида в общественном признании.
Совершенствование системы стимулирования труда на предприятии
Разработку эффективной системы стимулирования кадров компании исследователи считают относительно сложным процессом, поскольку в ходе ее формирования необходимо разработать мероприятия, увеличивающие заинтересованность кадров в быстром достижении наилучшего результата для организации.
В качестве основных показателей, характеризующих эффективность материального стимулирования, можно выделить: зарплатоотдачу и зарплатоемкость, показатель уровня зарплаты к товарообороту, эффективность использования заработной платы, коэффициенты рентабельности и доходности.
Эффективность использования средств, расходуемых на материальное стимулирование, оценивается с помощью изучения их доли в совокупном доходе. Для разных категорий персонала и отраслей, в которых работают предприятия, показатели эффективности стимулирования трудовых ресурсов различны.
Так, на производстве происходит сравнение норм выработки, а для работников бухгалтерии данный показатель использовать не получится, так как данный отдел призван выполнять не производственную, а обеспечивающую функцию.
Для проведения анализа показателей эффективности стимулирования персонала в организациях осуществляются социологические исследования. Они представлены в форме анкет удовлетворенности работников их трудом, а также материальным и нематериальным стимулированием.
Самым надежным и простейшим инструментом оценки особенностей систем стимулирования исследователи считают беседу (интервью). В ее процессе все необходимые сведения можно получить с помощью специально составленных вопросов.
Количественные показатели анализа эффективности стимулирования кадров, в большинстве случаев, представлены материальным стимулированием сотрудников.
Анализируя эффективность материального стимулирования, специалисты используют также еще несколько показателей:
- коэффициент соотношения между темпами роста объема продаж и заработной платы;
- коэффициент соотношения между темпами роста прибыли и материальным стимулированием труда и др.