Общая характеристика управления персоналом малой гостиницы
Особенности управления персоналом в малых гостиницах – это специфические черты, проявляющиеся в деятельности по управлению сотрудниками малых предприятий сферы гостеприимства.
Гостиничный бизнес важен для современного общества, поскольку он не только способствует экономическому росту за счет предоставления коммерческих услуг, но и реализует социальные функции:
- удовлетворяет спектр потребностей людей в путешествиях (туристических или рабочих поездках),
- увеличивает число рабочих мест (в том числе в небольших населенных пунктах).
Ключевая роль персонала в индустрии гостеприимства определяется спецификой этой сферы: гостиничный бизнес – это продажа услуг, качество которых ощутимо зависит от сотрудников. В силу нематериальности услуги основное, что остается у клиента после ее получения – это удовлетворенность или неудовлетворенность процессом. Безусловно, в случае с гостиницей важно и материальное обеспечение (номерной фонд, обстановка), но взаимодействие с персоналом, ответственное отношение сотрудников к работе и должностным обязанностям, доброжелательность формируют общее впечатление.
Точного определения малых гостиниц не существует. При этом законодательно их деятельность все же регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 54606 – 2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования». В этом стандарте приведены следующие определения:
- Малая гостиница, малый отель – это малое средство размещения с номерным фондом от шестнадцати до пятидесяти номеров.
- Мини-гостиница, мини-отель - малое средство размещения с номерным фондом от пяти до пятнадцати номеров.
Независимо от статуса и уровня гостиницы, как правило, персонал осуществляет сходный набор функций. Чтобы обеспечить замкнутость технологического цикла обслуживания, в гостиницах учреждают следующие службы:
- служба бронирования,
- служба эксплуатации номерного фонда,
- служба приема и расчетный отдел,
- отдел обслуживания.
Этот набор служб является минимальным, обеспечивающим предоставление базовых услуг гостиницы. В зависимости от типа и вместимости гостиницы перечень служб может быть расширен. Все гостиничные службы можно разделить на два уровня:
- на первом уровне размещаются службы, сотрудники которых непосредственно контактируют с гостями (их называют контактными службами);
- на втором уровне размещаются службы, сотрудники которых практически не вступают с гостями в контакт (неконтактные службы) – например, это инженерно-эксплуатационная служба, финансово-бухгалтерская служба, коммерческая служба.
Указанное разграничение крайне важно для управления персоналом, поскольку к сотрудникам разных служб предъявляются принципиально различающиеся требования. Так, для сотрудников контактных служб в приоритете:
- привлекательный и опрятный внешний вид (включая прическу, маникюр, одежду, макияж и т. д.);
- коммуникабельность;
- знание психологии и этики общения;
- безупречные манеры;
- знание иностранных языков.
Для персонала неконтактных служб на первом месте находятся профессиональные навыки, специальное образование и опыт работы.
Механизм управления персоналом гостиничного предприятия – это система органов управления, методов и средств удовлетворения потребности гостиницы в рабочей силе нужного качества и количества к конкретному времени.
Как правило, управление персоналом возлагается на кадровую службу. В малой гостинице это может быть один человек (иногда также занимающийся бухгалтерией).
Основные функции службы управления персоналом в гостиничном бизнесе:
- выстраивание кадровой политики;
- определение структуры персонала;
- формирование необходимого набора требований к должностям;
- наем и подбор персонала;
- оценка и аттестация персонала;
- формирование системы оплаты и стимулирования труда;
- расстановка и ротация персонала;
- выработка трудовой мотивации персонала;
- планирование карьеры;
- обучение и профессиональное развитие работников;
- формирование корпоративной культуры.
Методы управления персоналом малых гостиничных предприятий
Методы, используемые при управлении персоналом малой гостиницы, можно разделить на две категории:
- общие, которые широко применяются в управлении персоналом во всех сферах хозяйствования (организационно-административные, экономические, социально-психологические);
- конкретные (частные) методы.
Основой организационно-административных методов является власть, дисциплина, взыскания. Они апеллируют к таким мотивам поведения, как:
- чувство долга,
- осознанная необходимость трудиться,
- культура трудовой деятельности,
- необходимость дисциплины труда,
- желание трудиться в конкретной организации.
Характер воздействия этих методов – прямой: любой административный или регламентирующий акт должен обязательно исполняться.
Экономические методы опираются на правильное использование экономических законов.
Социально-психологические методы строятся на моральном воздействии и мотивации людей.
Как экономические, так и социально-психологические методы по характеру воздействия являются косвенными. Непосредственно измерить их силу практически невозможно.
Проблемы управления персоналом малых гостиничных предприятий
Указывая на проблемы, с которыми сталкивается служба управления персоналом малых гостиничных предприятий, можно перечислить следующие:
- гостиничный бизнес слабо поддерживается государством (хотя в последние годы в рамках развития внутреннего туризма наметились позитивные сдвиги);
- цена гостиничных услуг часто не соответствует их качеству;
- руководство гостиниц часто ориентируется на быстрое получение прибыли, жертвуя стандартами обслуживания;
- управленцы обладают низкой квалификацией;
- среди рядовых сотрудников отсутствует единство, не развита работа в команде;
- работа в сфере обслуживания считается непрестижной;
- наблюдается высокая текучесть кадров.