Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности управления персоналом в малых гостиницах

Общая характеристика управления персоналом малой гостиницы

Определение 1

Особенности управления персоналом в малых гостиницах – это специфические черты, проявляющиеся в деятельности по управлению сотрудниками малых предприятий сферы гостеприимства.

Гостиничный бизнес важен для современного общества, поскольку он не только способствует экономическому росту за счет предоставления коммерческих услуг, но и реализует социальные функции:

  • удовлетворяет спектр потребностей людей в путешествиях (туристических или рабочих поездках),
  • увеличивает число рабочих мест (в том числе в небольших населенных пунктах).

Ключевая роль персонала в индустрии гостеприимства определяется спецификой этой сферы: гостиничный бизнес – это продажа услуг, качество которых ощутимо зависит от сотрудников. В силу нематериальности услуги основное, что остается у клиента после ее получения – это удовлетворенность или неудовлетворенность процессом. Безусловно, в случае с гостиницей важно и материальное обеспечение (номерной фонд, обстановка), но взаимодействие с персоналом, ответственное отношение сотрудников к работе и должностным обязанностям, доброжелательность формируют общее впечатление.

Точного определения малых гостиниц не существует. При этом законодательно их деятельность все же регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 54606 – 2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования». В этом стандарте приведены следующие определения:

  1. Малая гостиница, малый отель – это малое средство размещения с номерным фондом от шестнадцати до пятидесяти номеров.
  2. Мини-гостиница, мини-отель - малое средство размещения с номерным фондом от пяти до пятнадцати номеров.

Независимо от статуса и уровня гостиницы, как правило, персонал осуществляет сходный набор функций. Чтобы обеспечить замкнутость технологического цикла обслуживания, в гостиницах учреждают следующие службы:

  • служба бронирования,
  • служба эксплуатации номерного фонда,
  • служба приема и расчетный отдел,
  • отдел обслуживания.

Этот набор служб является минимальным, обеспечивающим предоставление базовых услуг гостиницы. В зависимости от типа и вместимости гостиницы перечень служб может быть расширен. Все гостиничные службы можно разделить на два уровня:

«Особенности управления персоналом в малых гостиницах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • на первом уровне размещаются службы, сотрудники которых непосредственно контактируют с гостями (их называют контактными службами);
  • на втором уровне размещаются службы, сотрудники которых практически не вступают с гостями в контакт (неконтактные службы) – например, это инженерно-эксплуатационная служба, финансово-бухгалтерская служба, коммерческая служба.

Указанное разграничение крайне важно для управления персоналом, поскольку к сотрудникам разных служб предъявляются принципиально различающиеся требования. Так, для сотрудников контактных служб в приоритете:

  • привлекательный и опрятный внешний вид (включая прическу, маникюр, одежду, макияж и т. д.);
  • коммуникабельность;
  • знание психологии и этики общения;
  • безупречные манеры;
  • знание иностранных языков.

Для персонала неконтактных служб на первом месте находятся профессиональные навыки, специальное образование и опыт работы.

Определение 2

Механизм управления персоналом гостиничного предприятия – это система органов управления, методов и средств удовлетворения потребности гостиницы в рабочей силе нужного качества и количества к конкретному времени.

Как правило, управление персоналом возлагается на кадровую службу. В малой гостинице это может быть один человек (иногда также занимающийся бухгалтерией).

Основные функции службы управления персоналом в гостиничном бизнесе:

  • выстраивание кадровой политики;
  • определение структуры персонала;
  • формирование необходимого набора требований к должностям;
  • наем и подбор персонала;
  • оценка и аттестация персонала;
  • формирование системы оплаты и стимулирования труда;
  • расстановка и ротация персонала;
  • выработка трудовой мотивации персонала;
  • планирование карьеры;
  • обучение и профессиональное развитие работников;
  • формирование корпоративной культуры.

Методы управления персоналом малых гостиничных предприятий

Методы, используемые при управлении персоналом малой гостиницы, можно разделить на две категории:

  • общие, которые широко применяются в управлении персоналом во всех сферах хозяйствования (организационно-административные, экономические, социально-психологические);
  • конкретные (частные) методы.

Основой организационно-административных методов является власть, дисциплина, взыскания. Они апеллируют к таким мотивам поведения, как:

  • чувство долга,
  • осознанная необходимость трудиться,
  • культура трудовой деятельности,
  • необходимость дисциплины труда,
  • желание трудиться в конкретной организации.

Характер воздействия этих методов – прямой: любой административный или регламентирующий акт должен обязательно исполняться.

Экономические методы опираются на правильное использование экономических законов.

Социально-психологические методы строятся на моральном воздействии и мотивации людей.

Как экономические, так и социально-психологические методы по характеру воздействия являются косвенными. Непосредственно измерить их силу практически невозможно.

Проблемы управления персоналом малых гостиничных предприятий

Указывая на проблемы, с которыми сталкивается служба управления персоналом малых гостиничных предприятий, можно перечислить следующие:

  • гостиничный бизнес слабо поддерживается государством (хотя в последние годы в рамках развития внутреннего туризма наметились позитивные сдвиги);
  • цена гостиничных услуг часто не соответствует их качеству;
  • руководство гостиниц часто ориентируется на быстрое получение прибыли, жертвуя стандартами обслуживания;
  • управленцы обладают низкой квалификацией;
  • среди рядовых сотрудников отсутствует единство, не развита работа в команде;
  • работа в сфере обслуживания считается непрестижной;
  • наблюдается высокая текучесть кадров.
Дата написания статьи: 31.08.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot