Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности организации кадровой работы на малом предприятии

Специфика кадровой работы на малом предприятии

Определение 1

Особенности организации кадровой работы на малом предприятии - это характерные черты, отличающие работу с кадрами на предприятии, по формальным признакам относимом к категории малых.

В управлении человеческими ресурсами нуждается любая организация. Как правило, на средних и крупных предприятиях с персоналом работают специально учрежденные кадровые службы. На малых эти обязанности берёт на себя сам руководитель или сотрудник, которому поручили эту работу, зачастую в дополнение к иным обязанностям. Функции и задачи службы управления кадрами существенно отличаются в зависимости от того, на каком уровне развития находится организация.

Для малого бизнеса характерны следующие особенности организации кадровой работы:

  • возможности и потребности малого предприятия существенно ограничивают содержание работы с кадрами. В рамках кадровой работы на малых предприятиях все процессы максимально упрощаются, выполняются только минимально необходимые функция,
  • на малых предприятиях обычно не учреждают специализированную кадровую службу. Работа с кадрами возлагается на одного-двух человек, в том числе руководителя компании,
  • кадровая работа в значительной степени носит неформальный характер и сильно зависит от личности сотрудника, на которого оно возложена,
  • осуществление функций кадровой работы на малых предприятиях происходит в прерывистом режиме. Например, найм новых сотрудников происходит нерегулярно, между моментами осуществления этой функции могут проходить месяцы, в зависимости от потребности компании в трудовых ресурсах,
  • ключевая ориентация кадровой работы - обеспечение оперативных интересов компании, а не стратегических,
  • на малых предприятиях отсутствуют многие виды кадровой документации, применяемые на средних и крупных предприятиях,
  • характерной особенностью для малых предприятий является социальная незащищенность работников. В значительной степени благополучие персонала определяется субъективным отношением руководителя. Трудовые отношения слабо формализованы, многие моменты обсуждаются устно, без с юридического закрепления. Широкое применение находят гибкие формы принуждения работников к нарушению их трудовых прав. На малых предприятиях отсутствуют профсоюзы и коллективные договоры, которые реально могли бы повлиять на администрацию в вопросах защиты интересов персонала.
«Особенности организации кадровой работы на малом предприятии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные функции кадровой работы на малых предприятиях

Кадровая работа на малых предприятиях реализует следующие основные функции:

  • отбор и найм сотрудников,
  • увольнение работников,
  • управление системой дисциплины,
  • управления заработной платой и другими вознаграждениями.

Чтобы осуществить данные функции от кадровой службы требуется:

  • проводить поиск, отбор и найм сотрудников, имеющих необходимую квалификацию,
  • определять размер заработной платы, формы и порядок материального вознаграждения персонала,
  • обеспечивать приемлемый уровень исполнительской и трудовой дисциплины,
  • определять график очередных отпусков,
  • проводить увольнение работников в соответствии с нормами действующего законодательства.

Хотя между организацией кадровой деятельности предприятий, находящихся на разном уровне развития, имеющих разную организационно-правовую форму и экономическую специализацию, имеются значительные различия, можно выделить и универсальные обязанности кадровых служб. К ним относится – среди прочего - организация кадрового делопроизводства.

Нельзя недооценивать роль делопроизводства. Благодаря рациональной и юридически верной организации делопроизводства удаётся:

  • оптимизировать документооборот, уменьшив количество оформляемых документов,
  • обеспечить соблюдение действующего налогового, трудового, пенсионного законодательства,
  • повысить эффективность кадровой работы в процессе решения основных задач.

Организация кадровой работы, ориентированной на развитие малого предприятия

Наряду с базовыми обязанностями кадровая работа должна реализовать и дополнительные обязанности, обеспечивающие соблюдение трудовой дисциплины и развитие предприятия:

  • разрабатывать кадровую политику компании,
  • составлять правила внутреннего трудового распорядка,
  • организовывать мероприятия, обеспечивающие адаптацию новых сотрудников. Как вариант, новому сотруднику может назначаться наставник,
  • планировать дополнительную потребность компании в персонале,
  • осуществлять систематическую и планомерную оценку и аттестацию работников с позиции эффективности использования и развития их потенциала,
  • разрабатывать стандарты аттестации персонала,
  • оказывать содействие и осуществлять контроль за результатами аттестации,
  • разрабатывать программы обучения персонала, формировать группы обучаемых и обучающих, заключать договора с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации,
  • обеспечивать организацию трудового процесса всех категорий сотрудников,
  • контролировать соблюдение требований охраны труда,
  • совершенствовать организацию труда, в том числе использование рабочего времени,
  • разрабатывать положения об оплате труда и премировании,
  • реализовать контрольные функции в части соответствия нормам трудового права всех реализуемых кадровых мер.

Чтобы повысить эффективность кадровой работы, целесообразно перечисленные выше обязанности закрепить за отдельным исполнителем. Эти обязанности должны быть зафиксированы в служебной инструкции.

В целом необходимо отметить, что особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. На малых предприятиях часто отсутствуют документы по регламентации кадровой работы, а существует система неофициальных установок. Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам.

Дата написания статьи: 13.12.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot