Специфика кадровой работы на малом предприятии
Особенности организации кадровой работы на малом предприятии - это характерные черты, отличающие работу с кадрами на предприятии, по формальным признакам относимом к категории малых.
В управлении человеческими ресурсами нуждается любая организация. Как правило, на средних и крупных предприятиях с персоналом работают специально учрежденные кадровые службы. На малых эти обязанности берёт на себя сам руководитель или сотрудник, которому поручили эту работу, зачастую в дополнение к иным обязанностям. Функции и задачи службы управления кадрами существенно отличаются в зависимости от того, на каком уровне развития находится организация.
Для малого бизнеса характерны следующие особенности организации кадровой работы:
- возможности и потребности малого предприятия существенно ограничивают содержание работы с кадрами. В рамках кадровой работы на малых предприятиях все процессы максимально упрощаются, выполняются только минимально необходимые функция,
- на малых предприятиях обычно не учреждают специализированную кадровую службу. Работа с кадрами возлагается на одного-двух человек, в том числе руководителя компании,
- кадровая работа в значительной степени носит неформальный характер и сильно зависит от личности сотрудника, на которого оно возложена,
- осуществление функций кадровой работы на малых предприятиях происходит в прерывистом режиме. Например, найм новых сотрудников происходит нерегулярно, между моментами осуществления этой функции могут проходить месяцы, в зависимости от потребности компании в трудовых ресурсах,
- ключевая ориентация кадровой работы - обеспечение оперативных интересов компании, а не стратегических,
- на малых предприятиях отсутствуют многие виды кадровой документации, применяемые на средних и крупных предприятиях,
- характерной особенностью для малых предприятий является социальная незащищенность работников. В значительной степени благополучие персонала определяется субъективным отношением руководителя. Трудовые отношения слабо формализованы, многие моменты обсуждаются устно, без с юридического закрепления. Широкое применение находят гибкие формы принуждения работников к нарушению их трудовых прав. На малых предприятиях отсутствуют профсоюзы и коллективные договоры, которые реально могли бы повлиять на администрацию в вопросах защиты интересов персонала.
Основные функции кадровой работы на малых предприятиях
Кадровая работа на малых предприятиях реализует следующие основные функции:
- отбор и найм сотрудников,
- увольнение работников,
- управление системой дисциплины,
- управления заработной платой и другими вознаграждениями.
Чтобы осуществить данные функции от кадровой службы требуется:
- проводить поиск, отбор и найм сотрудников, имеющих необходимую квалификацию,
- определять размер заработной платы, формы и порядок материального вознаграждения персонала,
- обеспечивать приемлемый уровень исполнительской и трудовой дисциплины,
- определять график очередных отпусков,
- проводить увольнение работников в соответствии с нормами действующего законодательства.
Хотя между организацией кадровой деятельности предприятий, находящихся на разном уровне развития, имеющих разную организационно-правовую форму и экономическую специализацию, имеются значительные различия, можно выделить и универсальные обязанности кадровых служб. К ним относится – среди прочего - организация кадрового делопроизводства.
Нельзя недооценивать роль делопроизводства. Благодаря рациональной и юридически верной организации делопроизводства удаётся:
- оптимизировать документооборот, уменьшив количество оформляемых документов,
- обеспечить соблюдение действующего налогового, трудового, пенсионного законодательства,
- повысить эффективность кадровой работы в процессе решения основных задач.
Организация кадровой работы, ориентированной на развитие малого предприятия
Наряду с базовыми обязанностями кадровая работа должна реализовать и дополнительные обязанности, обеспечивающие соблюдение трудовой дисциплины и развитие предприятия:
- разрабатывать кадровую политику компании,
- составлять правила внутреннего трудового распорядка,
- организовывать мероприятия, обеспечивающие адаптацию новых сотрудников. Как вариант, новому сотруднику может назначаться наставник,
- планировать дополнительную потребность компании в персонале,
- осуществлять систематическую и планомерную оценку и аттестацию работников с позиции эффективности использования и развития их потенциала,
- разрабатывать стандарты аттестации персонала,
- оказывать содействие и осуществлять контроль за результатами аттестации,
- разрабатывать программы обучения персонала, формировать группы обучаемых и обучающих, заключать договора с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации,
- обеспечивать организацию трудового процесса всех категорий сотрудников,
- контролировать соблюдение требований охраны труда,
- совершенствовать организацию труда, в том числе использование рабочего времени,
- разрабатывать положения об оплате труда и премировании,
- реализовать контрольные функции в части соответствия нормам трудового права всех реализуемых кадровых мер.
Чтобы повысить эффективность кадровой работы, целесообразно перечисленные выше обязанности закрепить за отдельным исполнителем. Эти обязанности должны быть зафиксированы в служебной инструкции.
В целом необходимо отметить, что особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. На малых предприятиях часто отсутствуют документы по регламентации кадровой работы, а существует система неофициальных установок. Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам.