Сущность системы управления персоналом на предприятии
Персонал – один из наиболее сложных объектов управления организации. Это обуславливается тем, что в отличие от вех остальных факторов производства, персонал наделен природной способностью к принятию решений и к критической оценке предъявляемых к нему требований. Кроме этого, персонал всегда имеет свои субъективные интересы, а также характеризуется чрезвычайной чувствительностью к управленческим воздействиям, реакцию на которые спрогнозировать очень сложно.
Система управления персоналом собой представляет совокупность методов, приемов и технологий организации работы с человеческими ресурсами.
Система управления персоналом – неотъемлемый и важнейший компонент системы управления любой организации. Высокая эффективность функционирования данной системы в равной мере важна как для управления крупными компаниями, так и для малых фирм.
В современных условиях основные показатели деятельности практически любого бизнеса во многом зависят именно от успешного построения эффективной системы управления персоналом.
Основные аспекты анализа управления персоналом
Кадровый состав любой организации необходимо формировать в соответствии со следующими основными показателями:
- фактическая численность работников организации (в том числе, постоянных и временных, совместителей и т. д.)
- состав трудовых ресурсов по характеру выполняемых видов деятельности (основные, административные, вспомогательные и т. д.)
- состав трудовых ресурсов по социально-демографическим характеристикам (возраст, пол, и т. д.)
- уровень квалификации и др.
Показатели оценки эффективности использования человеческих ресурсов:
- прибыль (объем производства) на одного сотрудника
- производительность труда за единицу времени (в стоимостных и натуральных единицах измерения)
- текучесть кадров
- время, затрачиваемое на производство единицы продукции
- показатель абсентеизма
- утраченная производительность (добавленная стоимость в час, умноженная на кол-во утраченных часов, вследствие неявки сотрудников)
- коэффициент внутренней мобильности (отношение количества работников, подвергшихся ротации за конкретный период, к среднему числу сотрудников)
- общие расходы организации на оплату труда (в том числе налоговые отчисления)
- удельный вес затрат на оплату труда в общем объеме расходов организации
- затраты на одного сотрудника (отношение удельного веса издержек на оплату труда к количеству работников в организации)
- затраты на оплату труда за один производительный час (можно вычислить как отношение общих затрат на оплату труда работников к общему количеству рабочих часов).
Анализ издержек
Одним из наиболее распространенных методов оценки эффективности управления персоналом является анализ издержек.
Издержки на управление персоналом подразделяют на первоначальные и восстановительные.
Первоначальные издержки включают расходы на поиск, привлечение, а также профессиональную адаптацию новых работников.
Восстановительные издержки – это текущие затраты на повышение уровня квалификации и мотивации персонала, замену одних работников другими и т. д. Периодическое повышение квалификации кадров – неотъемлемый фактор успешной работы предприятия.
В различных организациях квалификационные требования к персоналу могут друг от друга заметно отличаться, однако существуют наиболее общие параметры, которые встречаются практически на каждом предприятии:
- уровень квалификации
- образование
- интеллектуальные особенности
- физические данные
- навыки, способности
- особенности характера
- интересы и влечения
- мотивация к труду и др.
При рассмотрении каждого из параметров следует определить, что является:
- существенным (тот минимум, которому должен соответствовать кандидат на занимаемую должность)
- желательным (реальный уровень, который необходим организации для достижения поставленных целей)
- противопоказанным (перечень недостатков, которые являются неприемлемыми для организации).