Виды предпринимательства в туризме
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли, и осуществляемая лицами, зарегистрированными в установленном порядке.
Предпринимательскую деятельность принято классифицировать по следующим видам:
- производительная – разработка туруслуг и сопутствующих туристских товаров;
- коммерческая – посредническая деятельность, главной задачей которой является продвижение и продажа турпродукта потребителю;
- финансовая – совокупность работ по привлечению и преобразованию денежных средств в цели воспроизводства туруслуг;
- консультативная – предоставление рекомендаций касательно вопросов менеджмента, анализа возможностей предпрития, управления финансовыми средствами, работы маркетинговой службы и прочее.
Следует отметить, что туристическая отрасль является весьма специфической, поэтому разделение ее на вышеуказанные виды предпринимательской деятельности носит условный характер.
Субъекты предпринимательской деятельности в туризме
Предпринимательская деятельность по разработке, продвижению и реализации туруслуг осуществляется субъектами предпринимательства:
- Туроператоры осуществляют процесс разработки турпродукта, подготавливают его к эксплуатации, осуществляют продвижение на потребительский рынок, следовательно выполняют производительную предпринимательскую деятельность.
- Турагенты представляют собой посреднические предприятия, которые реализуют турпродукты. Также они осуществляют предоставление сопутствующих услуг – страховые, консульское обслуживание и прочее, следовательно, выполняют смешанный вид деятельности.
- Контрагенты - представляют собой организации, которые непосредственно предоставляют туристические услуги клиентам. К ним относятся гостиницы, экскурсионные бюро, рестораны и прочее. Данные организации напрямую осуществляют производство туруслуг, поэтому в данном контексте выполняют производительную деятельность.
Следует отметить, что туристские предприятия зачастую комбинируют организационную подготовку турпродукта, реализацию и предоставление туруслуг, что свидетельствует о совмещении практически всех видов предпринимательской деятельности.
Консультационный вид предпринимательской деятельности получил широкое распространение в туристической отрасли. Чем сложнее комплекс и выше показатели уровня качества туруслуг, тем больше консультантов привлекается в процесс разработки и продажи турпродукта.
Структура предпринимательской деятельности в туризме
-
Предпринимательская идея – это рассчитанная предприятием новая формула экономической активности, совмещающей потребности клиентов в туруслугах с возможностями производителя создать эти услуги и получить прибыль от новинки.
-
Процесс принятия решения на каждом предприятии туристской индустрии свой, но шаги реализации данной деятельности и последовательность их выполнения одна и та же:
- осуществление первоначальной экспертной оценки, с целью получения информации о возможности реализации турпродукта;
- маркетинговое исследование рынка определения практической реализации продукта;
- проведение экономических расчетов для выявления: соотношения спроса и предложения на схожие турпродукты; рыночной цены; затрат на производство; показателей прибыльности и результативности разработки услуг и прочее;
- повторная экспертная оценка производится специалистами с учетом всех вышеперечисленных расчетов и информации;
- процесс принятие идеи или отказ от нее.
-
Реализация принятой идеи осуществляется также поэтапно:
- бизнес-планирование, принцип которого состоит структурном изложении совместно с экономическими расчетами осуществления проекта. Обязательными пунктами в бизнес-плане является организационная форма предприятия и источники формирования стартового капитала;
- привлечение заемных денежных средств и партнеров;
- государственная регистрация организации, если она только открывается;
- организационно-техническая подготовка предприятию к разработке турпродуктов;
- управление работающей турфирмой и договорными отношениями с партнерами.
Следует отметить, что осуществление предпринимательской мысли принято считать эффективным только в том случае, если достигнутый результат в большей степени или полностью соответствует начальной предпринимательской идее.