Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бизнес-план

Содержание статьи

Разработка бизнес-плана

В экономически развитых странах почти все инвестиционные проекты предлагаются в форме бизнес-планов. Бизнес-план разрабатываются почти всеми экономически активными предприятиями, различной формы собственности, начиная от коммерческих банков и заканчивая промышленными компаниями. Бизнес-план - это общеизвестный и принят средство обмена деловой информации. В нашей стране, к сожалению, еще многие предприниматели недооценивают или вовсе не понимают важность бизнес-планирования, и поэтому уделяют ему второстепенное место. Как свидетельствуют тенденции и динамика развития современного рыночного состояния - невозможно получить максимальных результатов в предпринимательской деятельности не планируя дальнейшего развития заранее. Но этот план не должен быть лишь формальностью, он должен быть разработан профессионалами и соответствовать действительности предприятия. Без детального бизнес-плана невозможно обойтись не только при выходе на новые рынки, но и на этапе создания нового бизнеса и продвижения нового товара или услуги на рынок, расширение бизнеса, а также в случае реорганизации предприятия и производств, осуществления инвестиционных проектов.

В настоящее время разработка бизнес-плана стала неотъемлемой частью культуры бизнеса. Действенность бизнес-планирования как инструмента обеспечения экономической безопасности предприятий во многом определяется его методологическим и методическим уровнем.

Замечание 1

Разработке теории бизнес-планирования посвящено множество работ известных отечественных и зарубежных ученых, в том числе Горемыкина В.А., Идрисова А.Б., Кучеренко В.Р., Липсиц И.В., Лунева Н.Н., Макаревича Л. М., Марковой В.Д., Пелыха А.С., Покропивного С.Ф., Попова В.М., Уткина Э.А., Черняка В.З., Швыданенко Г.А. и др.



Рисунок 1.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие бизнес-плана

Определение 1

Бизнес-план является кратким, точным, доступным и понятным описанием ожидаемого бизнеса (сделки). Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяет выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения.

В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению (методика UNIDO). В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана, которая включает следующие разделы: титульный лист, резюме, анализ состояния дел в отрасли, суть проекта, план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план, оценка рисков, приложения.

Анализируя бизнес процессы субъекта хозяйственной деятельности, преследуются следующие цели планирования:

  1. Внешние цели - обосновать необходимость привлечения инвестиций, убеждения потенциальных инвесторов в беспроигрышности инвестиционного проекта. С другой стороны, инвестор желает оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение отдачи и риска вклада, для того и изучается и анализируется бизнес-план инвестиционного проекта.
  2. Внутренние цели - понимание руководством рыночной среды и реального положения предприятия на рынке и проверка его знаний. А еще понимание администрации с инвестором стратегических целей, конкурентной среды, его слабых и сильных сторон.

Если учитывать приведенные цели, то бизнес-план разрабатывают в случаях:

  1. Получение государственного финансирования. Бизнес-план составляется при обосновании эффективности государственной поддержки при получении льгот, субсидий, регистрации как резиденты свободных экономических зон и т. д.
  2. Получение банковского кредита. Потому что бизнес-план входит в пакет необходимых документов для получения кредита, еще он должен отвечать требованиям оформления данного кредитного учреждения.
  3. Текущее планирование. На уже работающих предприятиях бизнес-план создается для достижения соответствующих стратегических, тактических направлений, тесно связанных с дальнейшим развитием функциональных или производственных подразделений, расширением предприятия. При стабильной работе предприятия бизнес-план можно направить на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. А за спадом производства что бывает во время экономического кризиса, бизнес-план план должен быть направлен на поиск новых рынков сбыта и расширения сбыта.
  4. Привлечение инвесторов. Это основная цель внешнего планирования. Разрабатывается инвестиционный меморандум и предоставляется инвесторам для принятия решения о финансировании, после чего данные бизнес-плана дорабатываются. Если инвестор иностранец, то бизнес-план разрабатывается на основании рекомендаций UNIDO (организация объединенных наций по промышленному развитию).

Бизнес-план имеет двух пользователей: внешних (инвесторы, партнеры, кредиторы) и внутренних (основатель и персонал предприятия, инициатор бизнес-идеи). Необходимо учесть и сбалансировать интересы всех сторон участвующих.

Структура бизнес-плана может меняться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана зависит от специфики проекта, которая обуславливается:

  • o размером предприятия;
  • o характером проекта (расширение существующего или создания нового предприятия);
  • o условиями финансирования (наличие или отсутствие потребности во внешних источниках).

Классификация бизнес-планов



Рисунок 2.

В развитых странах бизнес-план является нормой и элементом имиджа. Зарубежные партнеры наших отечественных предприятий, перед тем как подписать контракт просят ознакомиться с бизнес-планом, чтобы ознакомиться с направлением ее развития. Но наши бизнес-планы отличаются тем, что в них обосновывается отдельная бизнес-идея без учета общего финансового состояния (касается всех форм собственности).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Челяпина

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис