Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фирма и отрасль

Фирма

Определение 1

Фирма – это обособленный экономический и технический комплекс, предоставляющий покупателям социальные блага с целью получения прибыли.

Как правило, фирмой называют одно или несколько объединенных предприятий, главной целью которых является продвижение конечного или сопутствующих продуктов на рынке. Фирма имеет статус самостоятельного хозяйствующего субъекта, и ее деятельность направлена на получение максимальной величины прибыли, что возможно только при условии производства продукции, нужной покупателю.

С точки зрения экономики фирма является важным звеном, поскольку она обеспечивает занятость населения, предоставляя рабочие места, выплачивая зарплату, участвуя в решении многих социальных проблем.

Фирмы имеют широкую классификацию касаемо всех аспектов ее деятельности. Они классифицируются:

  1. По сферах деятельности (материального и нематериального производства);
  2. По способу воздействия на предметы труда (добывающие и перерабатывающие);
  3. По типу производства (массовое, серийное и единичное);
  4. По видах и количеству производимой продукции (специализированная и многопрофильная);
  5. По предназначению изготовляемой продукции (потребительская и производственная);
  6. По размеру самой фирмы (мелкая, средняя или крупная).

Отрасль

Определение 2

Отрасль являет собою группу конкурирующих фирм, которые продают на рынке схожие продукты потребления.

В отрасль могут входить:

  • индивидуальные фирмы, то есть те, которыми владеет одно физическое лицо;
  • товарищества и партнерства, в которых собственниками являются двое и более лиц;
  • корпорации и акционерные общества, в которых собственником является юридическое лицо.
«Фирма и отрасль» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Особенность отрасли как рыночного элемента заключается в том, что любые фирмы могут свободно входить и выходить из нее. Приоритетная отрасль каждой отдельно взятой фирмы – это сфера деятельности, в которой зафиксировано наивысшее процентное соотношение дохода фирмы к ее общей прибыли. Если уровень прибыли, который фирма извлекает на одном из рынков, становится неоправданно низок и не покрывает даже расходы, то фирма переориентируется на отрасль, которая приносит более высокую прибыль при одинаковой степени риска.

Бывает, что фирмы начинают извлекать очень высокую прибыль. Это автоматически стимулирует другие фирмы войти в эту же отрасль. Вхождение в перспективную отрасль большого количества фирм приводит к увеличению роста предложения, что сказывается на цене продукции, доносимой до покупателя. Цена становится все ниже и ниже, до тех пор, пока экономическая прибыль от реализации продуктов отрасли не станет равна нулю.

Отрицательная экономическая прибыль вынуждает фирмы уходить из данной отрасли в поисках более выгодного направления. Такие колебания прибыли и предложения в отраслевых сегментах являются основным регулирующим фактором по увеличению или сокращению производства благ для потребителя на рынке товаров и услуг. Сокращение или увеличение изготовляемых продуктов потребления возвращают уровень потенциальной прибыли к нулевой отметке.

По причине постоянного колебания прибыли на почве роста и падения предложения внутри отраслей, современные фирмы практически всегда специализируются на многопрофильном походе к деятельности. Это делает их существование более устойчивым к экономическим внутриотраслевым спадам. Рассредоточение капитала фирмы по разным отраслям и образование многопрофильного производства называется диверсификацией.

Легко проследить за разницей, которая существует между предприятием и фирмой как субъектами производственной деятельности.

Если предприятие – это, как правило, однопрофильное производство, то фирма может сосредотачивать свою деятельность в разных направлениях. Таким образом, фирма может включать в себя несколько предприятий с несхожей специализацией.

Вариабельный подход к распределению капитала фирмы в разных отраслевых сегментах укрепляет стойкость фирмы в условиях жесткой конкуренции.

Барьеры входа и выхода в отрасль и на рынок

Фирмы, готовые выйти в отраслевой сегмент рынка товаров и услуг, должны знать, что их вхождение неизбежно повлечет за собою перераспределение рынка, повышение уровня конкуренции и снижение цен.

Кроме того, нужно учесть, что вхождению предприятия на рынок может препятствовать целый ряд барьеров, разнообразных по своему характеру. Это может быть высокий уровень капиталоемкости (например, в автомобильной промышленности), существенные тарифные скидки (авиационные перевозки), территориальное размещение магазинов (розничная торговля), высокая скорость морального обновления (компьютерная и мобильная техника).

Существуют входные и выходные барьеры, которые препятствуют свободному проникновению фирмы внутрь рынка и отраслей.

Входными барьерами могут оказаться жесткий контроль сфер сбыта продукции, их раздел между монополистическими структурами, искусственная ограниченность некоторых видов экономических ресурсов, необходимых для производства конкурентных благ.

Входные барьеры воздвигаются на уровне получения патентов на изобретения и лицензий по запуску производства. Отсутствие патента лишает исконного владельца всяких прав на распоряжение своей идеей. Этот жесткий юридический барьер обойти невозможно, поскольку он имеет правовую природу. Прохождение данной стадии занимает достаточное количество времени и усилий.



Рисунок 1.

Существуют и экономические входные барьеры на стадии проведения нововведений на рынок товаров и услуг. Собственник новейших изобретений тщательно оберегает свои уникальные разработки, и тем самым создает природную монополию на данный вид продукции. Проходят годы, прежде чем конкурентам удается разработать полностью аналогичный товар, а все потому, что подробные знания о запуске и производстве новых технологий известны ограниченному кругу людей.

Поэтому часто конкуренция на стадии «ноу-хау» может принимать достаточно жесткий характер, особенно в том случае, если изобретение более совершенного вида продукции породило незанятый сегмент рынка с высокими возможностями сверхприбыли. Тогда монополисты скупают мелкие предприятия, внедряют на них технологические нововведения под своей торговой маркой, что значительно расширяет сферы влияния на рынке. Подобная тактика монополистов внутри отраслей направлена на устранение возможных конкурентов. Ограниченные возможности сбыта нередко являются главным тормозом, понуждающим мелкие фирмы отказаться от попыток вхождения в отраслевой рынок. Если существует высокий риск того, что затраты на производство и поиск сфер сбыта не окупятся, фирмы воспринимают это как потенциальную угрозу и не рассматривают более данную отрасль в качестве возможного источника получения прибыли.

Существуют и выходные барьеры на рынке товаров и услуг, которые являются сдерживающим фактором для крупных монополий, преуспевающих в какой-либо отрасли. Эти барьеры могут быть достаточно громоздкими, носить не только экономический, но и социальный характер. Именно они понуждают крупные фирмы терпеть убытки от снижения спроса и покупной цены. Это случаи, когда сворачивание производства и уход с отраслевого рынка будет стоить значительно дороже, чем убытки на снижении прибыли. Такими выходными барьерами могут стать высокие затраты на консервацию производства, выплаты увольняемому персоналу компенсаций, необходимость списания крупных инвестиций, проблемы с закрытием юридической фирмы, наличие неоплаченных кредитов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot