Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
6. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. Сущность и значение прибыли предприятия
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности
предприятия. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход,
полученный от производства и реализации продукции (работ, услуг).
Роль прибыли предприятий в условиях рыночных отношений
характеризуется следующим:
прибыль является главной целью предпринимательской деятельности;
прибыль предприятия создает базу экономического развития
государства в целом, поскольку за счет налога на прибыль формируется
доходная часть бюджетов различных уровней;
прибыль является важнейшим критерием эффективности
деятельности предприятия;
прибыль является источником формирования финансовых ресурсов
предприятия, обеспечивающих его развитие.
Количественно прибыль представляет собой разность между
совокупными доходами и расходами.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в
результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и
(или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала
организации.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в
результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее
к уменьшению капитала этой организации.
Разница между доходами и расходами организации представляет собой
финансовые результаты деятельности этой организации.
На основании Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99, 10/99)
доходы и расходы предприятия в зависимости от их характера, условия
получения и направлений деятельности подразделяются на доходы и расходы
от обычных видов деятельности и прочие.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от
реализации продукции (работ, услуг).
Прочие доходы включают:
поступления, связанные с предоставлением за плату во временное
пользование (временное владение и пользование) активов организации);
поступления, связанные с предоставлением за плату прав,
возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других
видов интеллектуальной собственности;
поступления, связанные с участием в уставных капиталах других
организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
прибыль, полученная организацией в результате совместной
деятельности (по договору простого товарищества);
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных
от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
проценты, полученные за предоставление в пользование денежных
средств организации, а также проценты за использование банком денежных
средств, находящихся на счете организации в этом банке.
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
поступления в возмещение причиненных организации убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым
истек срок исковой давности;
курсовые разницы;
сумма дооценки активов;
прочие доходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы,
связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и
продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы,
осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и
иных материально-производственных запасов;
расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки
(доработки) материально-производственных запасов для целей производства
продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи
(перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных
средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в
исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
Прочими расходами являются:
расходы, связанные с предоставлением за плату во временное
пользование (временное владение и пользование) активов организации;
расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих
из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов
интеллектуальной собственности;
расходы, связанные с участием в уставных капиталах других
организаций;
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием
основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме
иностранной валюты), товаров, продукции;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в
пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными
организациями;
отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с
правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под
обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые
в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
возмещение причиненных организацией убытков;
убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
суммы
дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других
долгов, нереальных для взыскания;
курсовые разницы;
сумма уценки активов;
перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с
благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных
мероприятий,
отдыха,
развлечений,
мероприятий
культурнопросветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
прочие расходы.
Различают следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от
продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль.
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от
реализации продукции и затратами на ее изготовление.
Пвал = ВР − З,
где ВР – выручка от реализации продукции;
3 – затраты на производство продукции.
Выручка от реализации продукции – это доходы, полученные
предприятием за реализованную продукцию:
ВР = ∑𝑛𝑖=1 Ц𝑖 ∗ В𝑖 − НДС − А
где Цi – отпускная цена единицы i-й продукции;
Вi – объем реализации i-й продукции;
НДС – налог на добавленную стоимость;
А – акцизы.
Затраты на производство продукции:
З = = ∑𝑛𝑖=1 С𝑖 ∗ В𝑖
где Сi – себестоимость единицы i-й продукции.
Прибыль от продаж определяется как разница между выручкой от
реализации продукции и суммой затрат, включаемых в себестоимость
продукции, а также управленческих и коммерческих расходов.
К управленческим расходам относятся затраты, связанные с
управлением предприятием, т. е. общехозяйственные расходы. К
коммерческим расходам относятся затраты, связанные с реализацией
продукции: расходы на рекламу, расходы на транспортировку продукции до
места назначения, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, расходы на
содержание помещений для хранения продукции и другие расходы, связанные
со сбытом продукции, т. е. расходы на продажу.
Ппрод = ВР − З − Зупр − Зком ,
где Зупр – управленческие расходы;
Зком – коммерческие расходы.
Прибыль до налогообложения определяется как сумма прибыли от
продаж за вычетом прочих доходов и расходов.
Пдо н/о = Ппрод − Ппроч ,
Где Ппроч . – сумма прочих доходов и расходов
Чистая прибыль определяется как разница между прибылью до
налогообложения и суммой налога на прибыль и иных обязательных
платежей.
Пч = Пдо н/о − Н,
где Н – сумма налога на прибыль.
Ставка налога на прибыль составляет 20 %. При этом в федеральный
бюджет зачисляется 3 %, а 17 % – в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Все показатели прибыли характеризуют определенную сторону
функционирования предприятия с точки зрения финансовых результатов.
Схема формирования и распределения прибыли предприятия
представлена на рис. 1.
Выручка от реализации
продукции (работ, услуг) без
НДС и акцизов
-
Себестоимость продукции
(работ, услуг)
Управленческие расходы
Валовая прибыль
-
Коммерческие расходы
Сальдо прочих доходов и
расходов
Прибыль (убыток) от продаж
+/Прибыль (убыток) до
налогообложения
Налог на прибыль
-
Чистая прибыль
Рис. 1. Схема формирования и распределения прибыли предприятия
6.2. Маржинальный анализ
Прибыль от продаж занимает наибольший удельный вес в структуре
прибыли предприятия. На ее величину оказывают влияние следующие
факторы: цена реализации продукции, объем производства (реализации)
продукции и себестоимость продукции. Поэтому большую роль в
обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ,
методика которого базируется на изучении соотношения между тремя
группами важнейших экономических показателей: «затраты – объем
производства (реализации) продукции – прибыль». Данный метод также
называют анализом безубыточности, или маржинальным анализом, или CVPанализом.
Маржинальный анализ позволяет:
более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы
прибыли и на этой основе эффективно управлять процессом прогнозирования
величины прибыли;
определить критический уровень объема продаж, при котором
прибыль будет равна нулю;
установить зону безопасности предприятия;
исчислить необходимый объем продаж для получения заданной
величины прибыли;
обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений,
касающихся изменения производственной мощности, ассортимента
продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии
производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью
минимизации затрат и увеличения прибыли;
определить эффективность инвестиционных проектов.
Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
необходимость деления затрат на переменные и постоянные;
переменные затраты изменяются пропорционально объему
производства (реализации) продукции;
постоянные затраты не изменяются в пределах релевантного
(значимого) объема производства (реализации) продукции;
затраты и выручка от реализации продукции имеют линейную
зависимость;
переменные затраты и цены реализации продукции в течение
расчетного периода не меняется;
объем производства продукции равен объему продаж.
В основу методики положено деление затрат в зависимости от
изменения объема деятельности предприятия на переменные и постоянные и
использование маржинального дохода (прибыли).
Маржинальный доход (прибыль) или валовая маржа – это выручка от
реализации продукции за минусом переменных затрат, или прибыль плюс
постоянные затраты на весь объем производства продукции.
МД = ВР - Зпер = Ппрод + Зпост
где МД – маржинальный доход, руб.;
Зпер – переменные затраты на весь объем производства продукции, руб.;
Зпост – постоянные затраты на весь объем производства продукции, руб.
Удельный маржинальный доход (маржинальный доход на единицу
продукции) представляет собой разность между ценой и удельными
переменными затратами.
МДуд = Ц - Спер
где Спер – переменные затраты на единицу продукции, руб/т.
Точка безубыточности представляет собой такой объем производства
продукции предприятия, при котором оно покрывает все затраты на
производство и реализацию продукции и не имеет прибыли. Иначе говоря, это
предельный объем производства продукции, при котором прибыль равна
нулю. Если объем реализации выше критического, то предприятие имеет
прибыль, в противном случае несет убытки.
Определить точку безубыточности можно двумя способами:
аналитическим и графическим.
Аналитический способ предусматривает расчет точки безубыточности
по формуле:
З
З
Вкр = пост = пост
Ц− Спер
МДуд
где Вкр – критический объем производства продукции, т.
Графически определить точку безубыточности можно различными
способами. Рассмотрим способ, базирующийся на взаимосвязи между
выручкой, затратами и объемом (рис. 2).
Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
1. Критический (пороговый) объем реализации (Вкр) – это такой объем
производства продукции, при котором прибыль равна нулю, т. е. когда
выручка от реализации продукции равна затратам на ее изготовление.
2. Порог рентабельности (ПР) – это такая выручка от реализации, при
которой предприятие имеет прибыль, равную нулю, и определяется как
произведение критического объема реализации на цену продукции:
ПР = Вкр * Ц
3. Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, на сколько
предприятие может себе позволить снизить объем производства продукции, не
выходя из зоны прибыли, и может быть определен в натуральном (т, шт., м3 и
др.) и относительном (%) выражении:
ЗФП = В - Вкр
ЗФП (%) =
В − Вкр
В
* 100
Рис. 6. Графический способ определения точки безубыточности:
На величину критического объема реализации и порога рентабельности
оказывают влияние изменение суммы постоянных затрат, переменных затрат
и уровень цены. Предприятие с малой долей постоянных затрат может
производить относительно меньше продукции, чтобы обеспечить
безубыточность и безопасность своего производства. Запас финансовой
прочности у такого предприятия выше, чем у предприятия с большей долей
постоянных расходов.
Финансовые результаты предприятия с низким уровнем постоянных
расходов в меньшей степени зависят от изменения объема производства.
Предприятие с высокой долей постоянных расходов должно в значительно
большей мере опасаться снижения объема производства.
6.3. Рентабельность и ее виды
В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект
деятельности предприятия, существует относительный показатель
эффективности работы предприятия – рентабельность.
Рентабельность – это относительный показатель, отражающий уровень
прибыльности, доходности и экономической эффективности деятельности
предприятия.
Рентабельность – это отношение прибыли к показателям, формирующим
конечный финансовый результат: доходам, расходам, величине потребленных
ресурсов, вложенному капиталу.
Показатели рентабельности:
1. Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всей
товарной продукции, так и по отдельным ее видам:
а) рентабельность продукции (Rпр) показывает, сколько прибыли имеет
предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию
продукции, и исчисляется путем отношения прибыли от продажи продукции
(Ппродаж) к сумме затрат на производство и реализацию продукции, %:
𝑅пр =
Ппрод
З
* 100
б) рентабельность отдельного вида продукции (Ri) зависит от цены, по
которой продукция реализуется потребителю (Цi), и себестоимости по
данному виду (Ci), %:
Ц −С
𝑅𝑖 = 𝑖 𝑖 * 100
С𝑖
2. Рентабельность продаж (Rпродаж) рассчитывается в целом по
предприятию и отдельным видам продукции и исчисляется путем отношения
прибыли от продажи продукции (Ппродаж) к сумме полученной выручки от
реализации продукции (ВР), %:
Ппрод
𝑅прод =
ВР
* 100
3. Рентабельность производства (Rпроизв) исчисляется отношением
прибыли от продаж (Ппродаж) к среднегодовой стоимости капитала
производственного назначения, включающего основные и оборотные средства
(КПср), %:
𝑅произв =
Ппрод
КП ср
* 100
Где КП ср – среднегодовая стоимость основных и нормируемых
оборотных средств
4. Рентабельность собственного капитала (Rск) исчисляется
отношением чистой прибыли (Пч) к среднегодовой стоимости собственного
капитала, включающего уставный, добавочный и резервный капитал,
нераспределенную прибыль и резерывы (СК), %:
Пч
𝑅ч =
* 100
СК
Где СК собственный капитал, разность между активами компании и ее
обязательствами
Наряду с рассмотренными выше показателями рентабельности для
целей анализа и оценки деятельности предприятия используются такие
показатели, как рентабельность инвестиций, рентабельность активов и др.
6.4. Основные пути увеличения прибыли и рентабельности на
предприятии
На величину прибыли влияет совокупность многих факторов,
внутренних и внешних, т. е. как зависящих, так и не зависящих от
деятельности предприятия.
К внутренним факторам относятся увеличение объема выпуска и
ассортимента продукции; улучшение качества продукции; продажа излишнего
оборудования и другого имущества либо сдача его в аренду; снижение
себестоимости продукции за счет более рационального использования всех
потребляемых ресурсов; диверсификация производства; расширение
рынка продаж и др.
К внешним факторам относятся влияние социально-экономических,
природных, географических, транспортных и технических условий, изменения
цен на материальные и топливно-энергетические ресурсы, уровень развития
внешнеэкономических связей и др.
Повышение
уровня
рентабельности
является
важнейшей
характеристикой повышения эффективности работы предприятия.
Основными путями повышения уровня рентабельности являются, с одной
стороны, увеличение прибыли, с другой – улучшение использования
используемых материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия,
основных и оборотных средств предприятия.
Тема 6. Прибыль
ПРАКТИКА
Задача 1. Выручка от реализации продукции составила 500 тыс. руб.,
затраты на производство продукции – 350 тыс.руб., прибыль от реализации
материальных ценностей – 15 тыс.руб., прибыль, полученная от сдачи
имущества в аренду – 5 тыс.руб., налоговые платежи составили 70 тыс.руб.,
величина собственного капитала предприятия – 1600 тыс.руб.
Определите прибыль до налогообложения и чистую прибыль,
рентабельность продаж и рентабельность собственного капитала предприятия.
Решение
Прибыль от продаж: 500 – 350 = 150 тыс.руб.
Прибыль до налогообложения: 150 + 15 +5 = 170 тыс.руб.
Чистая прибыль: 170 – 70 = 100 тыс.руб.
Рентабельность продаж: 150 / 500 * 100% = 30%
Рентабельность собственного капитала: 100 / 1600 * 100% = 6,25%
Задача 2. Фактическая себестоимость продукции – 2000 руб.,
минимально приемлемая выручка от реализации продукции – 2500 руб.
Определите минимально приемлемую рентабельность продаж.
Решение:
Минимально приемлемая прибыль: 2500 – 2000 = 500 руб.
Минимально приемлемая рентабельность: 500 / 2500 * 100% = 20%
Задача 3. В базовом периоде переменные затраты составили 450
тыс.руб., постоянные – 200 тыс.руб., а выручка от реализации – 700 тыс.руб.
Определите, как измениться прибыль от реализации в рассматриваемом
периоде, если реализация продукции увеличиться на 20%.
Решение:
Прибыль базового периода: 700 – (450 + 200) = 50 тыс.руб.
Прибыль рассматриваемого периода: 700 * 120% - (450 * 120% + 200) =
100 тыс.руб.
Изменение прибыли составит: 100 – 50 = 50 тыс.руб. или 100%
Задача 4. Определите себестоимость и чистую прибыль фабрики по
производству кормов для домашних животных за квартал, если известно, что:
1) квартальный валовый доход (выручка) от реализации кормов для
домашних животных составил 187 млн руб., при этом НДС – 10%;
2) рентабельность реализованной продукции по валовой прибыли 29%;
3) прочие доходы за квартал 450 тыс. руб. без учета НДС;
4) прочие расходы, связанные с получением дохода за квартал,
составили 120 тыс. руб. без учета НДС;
5) ставка налога на прибыль 20%.
Решение
1. Сумма НДС, полученного в составе валового дохода за квартал:
187 × 10 /110 = 17 млн руб.
2. Себестоимость кормов для домашних животных:
(187 – 17) × (1 – 29 / 100) = 120,7 млн руб.
3. Прибыль до налогообложения:
187 – 17 – 120,7 + 0,45 – 0,12 = 49,63 млн руб.
4. Чистая прибыль: 49,63 – 49,63 × 20 / 100 = 39,7 млн руб.
Задача 5. Рентабельность продукции составила у предприятия за
квартал 19 %. Чистая прибыль 970 млн руб. При этом известно, что
предприятие уплатило штрафов за квартал 50 млн руб. за нарушение
выполнения условий хозяйственных договоров.
Справочно: налог на прибыль — 20%, НДС — 20%.
Определите:
1) прибыль от продаж, прибыль до налогообложения;
2) себестоимость продукции;
3) выручку от реализации продукции за квартал.
Решение
1. Налогооблагаемая прибыль предприятия: 970 / (1 – 20 / 100) = 1 212,5
млн.руб.
2. Прибыль от продаж: 1 212,5 + 50 = 1 262,5 млн руб.
3. Себестоимость продукции: (1 262,5 / 19) × 100 = 6 644,7 млн руб.
4. Выручка от реализации продукции за квартал: (6 644,7 + 1 262,5) × 1,2
= 9 488,64 млн руб.
Задача 6. Производственное предприятие характеризуется следующими
показателями, млн руб.:
Выручка от реализации продукции 2
Переменные затраты 1,5
Маржинальный доход 0,5
Постоянные затраты 0,3
Прибыль 0,2
Определите:
1) сколько процентов прибыли удастся сохранить предприятию, если
выручка от реализации сократится на 20%;
2) процент снижения выручки от реализации, при котором предприятие
оказывается в точке безубыточности;
3) на сколько процентов необходимо снизить постоянные затраты,
чтобы при сокращении выручки от реализации на 25% предприятие сохранило
80% ожидаемой прибыли?
Решение
1. Прибыль от реализации после сокращения выручки: 2 * 80% - (1,5 *
80% + 0,3) = 0,1 млн.руб.
При уменьшении выручки на 20% прибыль сократится на 0,2 – 0,1 = 0,1
млн.руб. Это означает, что предприятию удастся сохранить лишь 50%
ожидаемой прибыли.
2. Выручка в точке безубыточности рассчитывается по формуле:
З
З
Вкр = пост = пост
Ц− Спер
МДуд
Выручка в точке безубыточности: 2 * х – (1,5 * х + 0,3) =0 (где х –
процент выручки в точке безубыточности)
0,5х = 0,3
Х = 60%
Процент снижения выручки от реализации: 100% - 60% = 40%
3. Прибыль от реализации после сокращения выручки: 2 * 75% - (1,5 *
75% + 0,3 * х) = 0,2 * 80%
1,5 – 1,125 + 0,3х = 0,16
Х = 0,72 или 72%
Постоянные затраты необходимо снизить на: 100% - 72% = 28%
Задача 7. Предприятие выпускает 15 тыс. ед. определенной продукции
по цене 220 руб. за единицу. Производственные затраты составляют 140
руб./ед., переменные затраты на сбыт — 20 руб./ед., переменно-постоянные
затраты относятся на себестоимость единицы продукции пропорционально
трудозатратам и составляют 30 руб./ед. Предприятию поступило предложение
со стороны о размещении дополнительного заказа на 2 тыс. ед. по цене 180
руб./ед.
Рекомендуете ли вы предприятию принять предложение о
дополнительном заказе?
Решение
Себестоимость основного производства: 140 + 20 + 30 = 190 руб./ед.
Прибыль предприятия на весь объем производства: (220 — 190) × 15 тыс.
ед. = 450 тыс. руб.
Себестоимость дополнительного заказа: 140 + 20 = 160 руб./ед.
Прибыль по новому заказу: (180 — 160) × 2 тыс. ед. = 40 тыс. руб.
Суммарная прибыль: 450 тыс. руб. + 40 тыс. руб. = 490 тыс. руб.
Так как предприятие находится в прибыльной зоне и постоянные
затраты уже окупились основным производством, для выполнения
дополнительного заказа потребуются только переменные затраты, которые с
избытком перекрываются ценой. Таким образом, дополнительный заказ
увеличит общую прибыль предприятия и ему не следует отказываться от этого
предложения.
Задача 8. Рассчитайте основные финансовые показатели предприятия
представлены в таблице.
Таблица 1 - Основные финансовые показатели
Показатель
1. Объем продаж в розничных ценах (выручка),
тыс.руб.
2. НДС, тыс.руб. (ставка 20%)
3. Чистая выручка (выручка-нетто), тыс. руб.
4. Себестоимость объёма продаж, тыс.руб.
5.Затраты на 1 р. продаж, р/р.
6. Балансовая прибыль (прибыль от продаж), тыс.руб.
7. Сальдо прочих доходов и расходов, тыс.руб.
8. Прибыль до налогообложения, тыс.руб
9. Налог на прибыль, тыс.руб. (ставка 20%)
10. Чистая прибыль, тыс.руб.
11.Рентабельность продаж, %
12. Собственный капитал, тыс. руб
13.Рентабельность капитала, %
Формула расчёта
Врозн.
НДС = п.1 * 20 / 120
Во.ц. = п. 1 – п.2
Св =Вн х с
31р = п.4 / п. 3
БП
СДР
Пдно = БП - СДР
НП = Пдно *20%
ЧП = Пдно - НП
Рп = (БП*100)/п. 3
К
Пк= (ЧП*100)/К
Значение
78300
45985,59
17038,66
1181,75
26984,42
Решение:
Таблица 1 - Основные финансовые показатели
Показатель
1. Объем продаж в розничных ценах (выручка),
тыс.руб.
2. НДС, тыс.руб. (ставка 20%)
3. Чистая выручка (выручка-нетто), тыс. руб.
4. Себестоимость объёма продаж, тыс.руб.
5.Затраты на 1 р. продаж, р/р.
6. Балансовая прибыль (прибыль от продаж), тыс.руб.
7. Сальдо прочих доходов и расходов, тыс.руб.
8. Прибыль до налогообложения, тыс.руб
9. Налог на прибыль, тыс.руб. (ставка 20%)
10. Чистая прибыль, тыс.руб.
11.Рентабельность продаж, %
12. Собственный капитал, тыс. руб
13.Рентабельность капитала, %
Формула расчёта
Врозн.
Значение
78300
НДС = п.1 * 20 / 120
Во.ц. = п. 1 – п.2
Св =Вн х с
31р = п.4 / п. 3
БП
СДР
Пдно = БП - СДР
НП = Пдно *20%
ЧП = Пдно - НП
Рп = (БП*100)/п. 3
К
Пк= (ЧП*100)/К
13050
65250
45985,59
0,7
17038,66
1181,75
15856,91
3171,38
12685,53
26
26984,42
47