Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Концентрация рынка: коэффициент концентрации и олигополистическая взаимосвязь

Сущность и факторы рыночной концентрации

Замечание 1

Концентрация рынка – это показатель, отражающий относительное количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке в определенный временной период.

Концентрация рынка тесно связана с концентрацией производства или его сосредоточением по видам хозяйствующих субъектов и направлений деятельности.

Концентрация рынка может рассматриваться с разных позиций:

  • как распределение фирм в отрасли по их размерам и объемам деятельности. В этом случае концентрация определяет долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме производства в стране или в рамках конкретного рынка;
  • как территориальное распределение фирм в масштабах отдельных регионов или всего государства. В этом случае концентрация выступает отражением сосредоточения промышленности в конкретном районе.
IT Профессия «Разработчик ПО»
Получишь знания, необходимые в работе, соберешь портфолио из собственных проектов и начнешь получать $$
Узнать подробнее

По сути, концентрация рынка является отражением степени преобладания на рынке одной или нескольких фирм. С ростом степени концентрации происходит постепенное приближение рынка к монополии и олигополии. Коэффициент концентрации в олигополии равен 60 %.

Факторами, оказывающими воздействие на концентрацию рынка и, определяющими степень этой концентрации являются:

  • технологии и издержки производства фирмы;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • уровень стратегического взаимодействия;
  • количество продавцов на рынке: чем большее количество продавцов функционирует на рынке, тем меньше степень его концентрации. Если в рамках рынка имеется большое количество продавцов однородной продукции, то степень концентрации тем выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей;
  • исключительность деятельности – формирование естественных монополий.

Концентрация рынка определяет его специфику и особенности несения затрат. Как правило, концентрированные отрасли тратят большие деньги на поддержание своего престижа и продвижение на рынке. Это предполагает несение колоссальных затрат на рекламу.

«Концентрация рынка: коэффициент концентрации и олигополистическая взаимосвязь» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

Для отнесения отрасли к концентрированному рынку, требуется соблюдение одного значимого условия: на долю четырех крупнейших компаний отрасли должно приходится не менее 60 % всего отраслевого выпуска продукции. Это отражает высокий уровень отраслевой концентрации и формирование олигопольной рыночной власти, при которой на рынке занимают лидирующие позиции несколько крупных фирм, которые оказывают влияние на ценообразование и создают барьеры для иных хозяйствующих субъектов, желающих вступить в отрасль.

Если степень концентрации невысокая – не превышает 25 %, то такой рынок является совершенной или монополистической конкуренцией.

Определение уровня концентрации предполагает расчет специальных индексов концентрации. Наиболее простым и часто применимым является расчет обратной величины к числу фирм в отрасли. Также, используется расчет суммы рыночных долей крупнейших фирм, функционирующих на рынке.

Полноту представлений о степени концентрации на рынке можно получить посредством расчете индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI).

По результатам его расчетов делается вывод о степени концентрации рынка и определении параметров слияния:

  • если индекс более 1000, то рынок является неконцентрированным. Это исключает необходимость активизации антимонопольной деятельности и функционирование рынка продолжается в прежнем режиме;
  • если индекс находится в диапазоне от 1000 до 1800, то на рынке наблюдается умеренный уровень концентрации. Слияние не является серьезной угрозой свободной конкуренции;
  • если индекс превышает 1800, то рынок считается высококонцентрированным. Требуется введение мер противодействия дальнейшему слиянию фирм.

Таким образом, высокая степень рыночной концентрации является угрозой и предполагает противодействие ее дальнейшему развитию. Чем же опасно формирование олигополий и что они из себя представляют рассмотрим далее.

Олигополия как итог высокой степени рыночной концентрации

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся занятием лидирующих позиций на рынке несколькими крупными компаниями.

Как правило, количество хозяйствующих субъектов в условиях олигополии является немногочисленным. Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.

Олигополия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Олигополия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Имеются кардинальные отличия между олигополией и монополией. Прежде всего, они проявляются в соединении координации и конкуренции.

Характерными чертами олигопольной рыночной власти являются:

  • малое количество фирм в отрасли;
  • чем меньше количество фирм, входящих в отрасль, тем более крупной является каждая из них. Это обусловлено тем, что только крупные корпорации способны обеспечить полноценный охват рынка и сосредоточить свою власть на нем;
  • наличие возможностей установления максимально высоких цен компаниями и получения максимальных прибылей;
  • эластичность потребительского спроса в рамках данного рынка, причем, чем меньше фирм, реализует свою деятельность на данном рынке, тем менее эластичным является спрос;
  • вариативность количества субъектов олигополии;
  • верхний предел количества фирм, входящих в состав олигопольного рынка, равен двадцати четырем.

Следует отметить, что олигопольная рыночная власть может иметь жесткий характер, отражая господство на рынке или в отрасли двух-трех крупных корпораций и расплывчатой, когда лидирующие позиции занимают шесть-семь компаний.

В зависимости от концентрации компаний на рынке олигополии, она может быть:

  1. Плотной или особенно концентрированной, характеризуясь наличием не более восьми компаний и возможностью согласованного поведения компаний в силу их незначительного числа;
  2. Разреженной, характеризующейся наличием восьми и более фирм-лидеров и невозможностью полноценной и четкой организации договоренности между ними о ценах, рынках сбыта и т. д.
Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 04.08.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot