Хронология развития Интернет-рекламы в России
Трудно представить, но всего 20 лет назад использование Интернета в России было привилегией, доступной узкому кругу людей. Именно поэтому отечественные компании не сразу разглядели перспективы продвижения в Глобальной сети. По мере того, как усиливалась конкуренция среди Интернет-провайдеров, снижалась стоимость подключения и доступа к сети, становились доступнее устройства для выхода, росла и аудитория Рунета, и многие предприниматели задумались о выводе бизнеса в Интернет.
Первые сайты российских компаний представляли собой визитки и были, скорее, имиджевыми проектами, свидетельствующими о престиже организации. Серьёзный толчок развитию онлайн рекламы в России дал рост популярности и посещаемости поисковых систем, в которых маркетологи вскоре увидели источник потенциальных клиентов. С конца 90-х годов ХХ века на российском рынке Интернет-рекламы стали последовательно появляться различные виды Интернет-рекламы.
Этапы развития Интернет-рекламы в России:
- e-mail-маркетинг – рекламная рассылка по электронной почте;
- баннерная реклама с оплатой за рекламное место или количество показов;
- контекстная реклама с оплатой за клик;
- реклама в социальных сетях (вирусная реклама), которую распространяют сами пользователи.
На сегодняшний день Интернет-реклама стала самостоятельной сформировавшейся отраслью, которая продолжает динамично развиваться.
Основные тенденции Интернет-рекламы в России:
- «Перетекание» рекламных бюджетов из традиционной рекламы в Интернет-рекламу. По объёмам инвестиций онлайн реклама сейчас уступает только телевизионной, но она продолжает набирать обороты и единственная из всех рекламных отраслей демонстрирует положительную динамику, в то время, как все остальные виды традиционной рекламы, в том числе ТВ, переживают отток инвестиций.
- Лидирующие позиции контекстной рекламы. Наиболее популярной среди российских Интернет-рекламодателей является контекстная реклама, на долю которой приходится 81% бюджета всей рекламы в сети.
- Развитие видеорекламы в Интернете. Аудитория видеоресурсов Рунета продолжает расти, благодаря активному использованию мобильного Интернета и Smart-TV. Высокое качество контента и возможность сильного эмоционального воздействия обеспечивают ей высокую эффективность и любовь пользователей.
- Развитие и рост мобильной рекламы в Интернете. Рост числа пользователей мобильных устройств (смартфоны, планшеты) и доступность мобильного интернета, а также популярность социальных сетей и приложений побуждают рекламодателей создавать мобильные версии сайтов и адаптировать рекламные сообщения.
- Рост и развитие социальных медиа. Тот факт, что только 27% пользователей Рунета регулярно посещает Интернет-магазины, и 91% ежедневно проверяет свои странички в социальных сетях привёл маркетологов к простому решению продвигать товары и услуги именно там. Уже 88% российских компаний малого и среднего бизнеса имеют свои аккаунты в популярных соцсетях.
- Ужесточение законодательства в области Интернет-рекламы. Неограниченное распространение Интернет-рекламы неизбежно приводит к недовольству пользователей и появлению законодательных актов, ограничивающих доступ к аудитории. Уже приняты законы «анти-СПАМ», «Об обработке персональных данных».
Аналитики прогнозируют дальнейший рост Интернет-рекламы, который они связывают с увеличением числа Интернет-пользователей. Уже сегодня очевидно, что успеха добьются нестандартные и неформальные рекламные кампании, которые смогут удивить пользователя на фоне остальной онлайн-рекламы.