Цель и задачи гуманистического воспитания
Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражается основной ряд требований к содержанию, методам и организации процесса воспитания.
Гуманистическая педагогика – это направление в общей педагогике, которое ориентировано на личность учащегося и учет его индивидуальных интересов и способностей.
Цель гуманистического воспитания – развить гармоничную личность и сформировать гуманный характер отношений между всеми участниками педагогической деятельности.
Гуманистическое воспитание – это одно из прогрессивных направлений в мировом образовательном сообществе, которое охватило и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило перед педагогикой вопрос необходимости пересмотра сложившейся ранее адаптивной парадигмы, которая апеллирует к определенным параметрам личности, наибольшая ценность которых представлена идейностью, дисциплинированностью, исполнительностью, общественной направленностью и коллективизмом. Это и есть основное содержание социального заказа, на который и работает вся педагогическая наука советского периода.
Гуманистическое воспитание осуществляется через акты социализации, непосредственного воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармоничное развитие личности, формируя новый менталитет россиянина. Гуманистическими перспективами возрождения востребованными сделались такие личностные качества, как практичность, динамичность и интеллектуальность, образованность и планетарность мышления.
Цель гуманистического воспитания ставит ряд адекватных задач:
- ориентировать личность в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности в рамках философско-мировоззренческой личностной ориентации;
- оказывать помощь в процессе построения личностных концепций, которые отражают перспективы и пределы развития физических и духовных задатков и особенностей, творческий потенциал, а также помогают осознать ответственность за жизнетворчество;
- приобщать личность к системе культурных ценностей, которой отражено богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего к ним отношения;
- раскрыть общечеловеческие нормы гуманистической морали и культивировать интеллигентность в качестве значимого личностно параметра;
- развивать интеллектуально-нравственную личностную свободу, способность адекватно оценивать себя, самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, осуществлять мировоззренческую рефлексию;
- возрождать традиции российской ментальности, чувство патриотизма в единстве этических и общечеловеческих ценностей, воспитывать уважение к законам государства;
- формировать отношение к труду в качестве социально и личностно значимой потребности;
- развивать валеологические установки и представления о здоровом образе жизни.
Классификация принципов гуманистического воспитания
Личностное развитие, гармоничное в общечеловеческой культуре, зависит от уровня базовой гуманитарной культуры, которая была освоена людьми. Такая закономерность обуславливает культурологический подход к отбору содержания образования. Он предполагает повышение статуса гуманитарных дисциплин, их обновление, освобождение от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей.
Общее, социально-нравственное и профессиональное развитие личности становится оптимальным в том случае, когда ученики выступают в качестве субъекта обучения. Такой закономерностью обусловлено единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход предполагает отношение к ученику как к уникальному явлению вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Такой подход требует также того, чтобы сам воспитанник мог воспринимать себя полноценной личностью и видел ее в каждом человеке. Личностным подходом предполагается, что и учителя, и ученики будут относиться к каждому человеку так, как будто он для них самостоятельная ценность, а не средство достижения своих целей.
Личностный подход не является просто персонализацией педагогического взаимодействия, который предполагает отказ от ролевых масок и адекватного включения в этот процесс личностного опыта.
В системе гуманистического воспитания выделяют ряд ведущих принципов:
- непрерывное общее и профессиональное личностное развитие – этот принцип ведущий, так как все остальные принципы подчиняются ему, создавая ряд внешних и внутренних условий его существования. Именно в этом смысле гуманизацию образования рассматривают в качестве фактора гармоничного развития личности;
- принцип индивидуально-творческого подхода – оказывает воздействие на саморазвитие личности на основании степени индивидуализации и творческой направленности педагогической деятельности. Это предполагает непосредственную мотивацию учебной и других типов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это позволяет ученикам испытывать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основным назначением индивидуально-творческого подхода выступает создание условий для личностной самореализации и выявления и развития творческих возможностей личности;
- принцип профессионально-этической взаимоответственности – обусловлен закономерностью, в соответствии с которой готовность участников педагогической деятельности принимать на себя заботы о человеческих судьбах, о будущем всего общества неизбежно предполагает гуманистический образ жизни и соблюдение норм педагогической этики.
В целом, принципы гуманистического воспитания – это концентрированное и инструментальное выражение положений, имеющих всеобщее значение, действующих в любой педагогической ситуации и при любых условиях организации образования. Все принципы соподчинены определенным образом, представляют некую иерархию, при этом каждый из них предполагает остальные и реализуется только при условии осуществления каждого последующего принципа.