Слабослышащие дети – это дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития.
Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15 — 20 децибел до 75 децибел. Отличие слабослышащих детей от глухих заключается в том, что они обладают слухом, позволяющим на основании слухового восприятия речи окружающих людей накопить необходимый базовый запас слов, хотя и не всегда полноценных по фонетическому произношению
Задачи воспитания слабослышащих детей
Процесс воспитания слабослышащих детей необходимо начинать как можно раньше, с учетом их особенностей и индивидуальности развития.
Основной задачей воспитания слабослышащих детей является всестороннее и полноценное развитие на основании коррекции имеющихся отклонений.
Воспитательная работа со слабослышащими детьми находиться во взаимосвязи с коррекционной работой и направлена на успешную социализацию ребенка в современном обществе.
Слабослышащему ребенку, равно как и слышащему, необходимо создать оптимальные условия для психического развития, становления личностной культуры, формирования навыков эффективного взаимодействия с окружающими, адекватного восприятия жизни и действительности.
Процесс реализации задач воспитания слабослышащих детей предусматривает их социальное развитие и обеспечение необходимого высокого уровня познавательной активности, формирование устной речи, как основного средства познания и общения. Все это требует длительной и систематической работы, направленной на обогащение общего развития ребенка, предоставление ему всего того, что доступно слышащим детям в повседневной жизни. Данная работа является основой воспитания и представлена во всех разделах образовательной программы:
- физическое воспитание;
- труд;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- развития речи;
- окружающий мир;
- ФЭМП;
- музыкальное воспитание;
- развитие слухового восприятия и обучение правильному произношению.
Каждый из указанных разделов имеет большое значение в воспитании и развитии слабослышащих детей, а их совокупность обеспечивает эффективное решение общеразвивающих задач.
Грамотное наполнение содержания данных разделов, не просто обогащает развитие слабослышащих детей, но и приближает его к условиям развития слышащих детей, а также является базой для организации эффективной коррекционной работы.
Таким образом, процесс воспитания слабослышащих детей направлен не только на формирование у детей основных личностных качеств, их полноценное и всестороннее развитие, но и на осуществление необходимой коррекционной работы.
Принципы воспитания слабослышащих детей
Воспитание слабослышащих детей основано с опорой на систему дидактических принципов. Помимо дидактических принципов, воспитательный процесс строится на основании ряда специфических принципов, вытекающих из особенностей и вида отклонения. К специфическим принципам относятся:
- Генетический принцип – основан на учете последовательности возникновения и развития новообразований и психических функций в онтогенезе слабослышащих детей. Данный принцип позволяет педагогу, осуществляющему процесс воспитания, учитывать общие закономерности развития и применять их непосредственно к слабослышащим детям с учетом сензитивных периодов развития.
- Принцип развивающего воспитания – ориентирует педагога на возможности ребенка, его здоровые силы и обеспечение соответствия уровня психического развития возрасту ребенка. Этот принцип ориентирует педагога на организацию такого воспитательного процесса, при котором будет осуществляться преодоление отставания в развитии и его нормализация. Основной данного принципа является определение индивидуальных возможностей ребенка, а также ориентация на зону ближайшего развития.
- Принцип коррекционной направленности воспитания – является одним из ведущих принципов воспитания детей с различными видами отклонений в развитии. Коррекционная направленность процесса воспитания предусматривает индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику, что требует систематического проведения коррекционной работы со слабослышащими детьми. Коррекционная работа в рамках данного принципа состоит из разделов, каждый из которых несет определенную коррекционную нагрузку: развитие слухового восприятия, развитие речи, обучение правильному фонематическому произношению.
- Деятельностный принцип – направлен на организацию различных видов деятельности, способствующих психическому развитию ребенка. Педагогом могут быть организованы такие виды деятельности, которые способствуют познанию окружающего мира, расширению и углублению представлений о нем. Именно поэтому в воспитательной работе с детьми предусмотрена организация различных видов деятельности, которая осуществляется как совместно с педагогом, так и детьми самостоятельно.
Принцип дифференцированного подхода к воспитанию – основан на дифференцированном подходе к воспитанникам, в зависимости от степени нарушения слуха, уровня речи и интеллектуального развития. Группа слабослышащих детей не однородна по показателям развития и уровню нарушению, данный принцип предусматривает реализацию разных программ обучения, которые учитывают все особенности слабослышащего ребенка. Кроме того, принцип дифференциации предусматривает дифференцированный подход и к формам обучения:
- индивидуальное,
- групповое,
- парное и т.п.
Принцип формирования речи, как основного средства обучения – является одним важнейших принципов обучения, так как успешное становление и развитие речи детей гарантирует им успешность социализации в окружающем обществе.
- Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха в процессе активного использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.