Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Задача учителя

Понятие профессиональной задачи учителя

Определение 1

Задача – это обоснованный набор последовательных действий, направленных на достижение поставленной цели.

Задача учителя ил педагогическая задача, включает в себя:

  • Цель (требования)
  • Условия выполнения задач (то, что известно)
  • Искомое (то, что неизвестно), сформированное в задании или вопросе

Поиск решения поставленной задачи представление собой определение неизвестных элементов, через те, которые известны.

Определение 2

Решение задачи – это достижение конкретного, искомого результата.

Решение профессиональных педагогических задач требует от человека обладания навыками общей логики по решению любых задач, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Логика решения задач учителем состоит в следующем:

  1. Понимание сути поставленной задачи – учитель должен ясно понимать задачу, известные и неизвестные компоненты, условия решения и т.д.
  2. Составление плана решения задачи – нахождение взаимосвязи между известными и неизвестными данными. В том случае, если учителем сразу установлена данная взаимосвязь, то для облегчения решения задачи могут быть выделены дополнительные (вспомогательные) задачи. В случае же, если взаимосвязь не удается установить, то необходимо вернуться к теории, тщательнее рассмотреть известные данные и ту область, к которой относится задача.
  3. Составление и постепенное осуществление плана решения поставленной педагогической задачи. Необходимо чтобы план был подробный, понятный, а каждый его шаг был ясен учителю.
  4. «Взгляд назад» - анализ полученного в ходе решения результата. Результат необходимо изучить, понять, все ли верно было сделано и насколько достоверны полученные данные.

Особенности педагогических задач учителя

Особенность педагогических задач, стоящих перед каждым учителем заключается в их объекте и субъекте.

«Задача учителя » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К объективным критериям педагогических задач относят:

  • Масштабность задачи
  • Количество условий (недостаточное или избыточное)
  • Контекстность (возможность переноса решения в иные условия)
  • Неоднозначность и вариативность решения
Замечание 1

К субъективным критериям педагогических задач относят: количество ресурсов, которые учитель затрачивает на решение задач (временные, психологические, информационные, методические, физические и т.д.).

Еще одной отличительной особенностью педагогической задачи является наличие следующих характеристик:

  1. Содержательная характеристика задачи учителя – это то, на чем построена задача, то есть используемый материал (факты, идеи, суждения, позиции и т.д.).
  2. Процессуальная характеристика педагогической задачи – определяет характер и последовательность действий, которые необходимо выполнить учителю для решения задачи.
  3. Контекстуальная характеристика педагогической задачи – указывает на то, с какой педагогической областью связана поставленная задача.

Немаловажной особенностью педагогической задачи учителя является наличие «продукта».

Определение 3

«Продукт» педагогической задачи – это определенные действия, суждения, отношения, информация, операция, оценка и форма поведения.

«Продукт» задачи может быть представлен в письменном, устном или графическом виде.

Замечание 2

Таким образом, задачи, стоящие перед учителем имеют свои характерные особенности, которые в первую очередь связаны с профессиональной педагогической деятельностью.

Основные задачи учителя

К основным задачам учителя относятся:

  1. Видеть учащегося в реализуемом образовательном процессе:

    • Подбор показателей усвоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся
    • Подбирать методический и диагностический инструментарий в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся
    • Создавать и поддерживать у каждого учащегося мотивацию на обучение
    • Систематически отслеживать образовательные результаты учащихся, своевременно выявлять и устранять пробелы.
  2. Организация эффективного образовательного процесса, направленного на достижение учащимися высоких образовательных результатов:

    • Адекватный подбор технологий обучения в соответствии с поставленными образовательными целями, а также возможностями учащихся
    • Своевременно оказывать необходимую педагогическую поддержку учащимся, имеющим проблемы с обучением
    • Разработка и апробирование инновационных методов обучения, воспитания и педагогической поддержки учащихся
    • Разработка и апробирование результативных оценочных процедур
  3. Установление эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса:

    • Организация плодотворного сотрудничества между учащимися
    • Использование разнообразных методов и средств коммуникации
    • Обучение учащихся работать в команде
    • Установление эффективного профессионального взаимодействия с коллегами, для решения профессиональных задач
    • Разработка, проектирование и внедрение разнообразных технологий и форм взаимодействия с родителями (опекунами) учащихся, администрацией школы и иными общественными организациями
  4. Создание оптимальной образовательной среды в школе и ее использование ее возможностей:

    • Использование в образовательном процессе инновационных технологий, информационных ресурсов
    • Усиление педагогического воздействия на учащихся посредством использования возможностей дополнительного образования
    • Формирование эффективной образовательной и развивающей среды в рамках образовательного учреждения
  5. Осуществление постоянного профессионального самообразования и самосовершенствования:

    • Анализ реализуемой педагогической деятельности
    • Выбор адекватных технологий самообразования
    • Определение сферы профессиональных интересов
    • Выявление и оперативное устранение профессиональных проблем
  6. Работа с информацией – умение ориентироваться в профессиональной методической и учебной литературе, грамотно подбирать учебники, по которым в дальнейшем будут выстраиваться образовательный процесс.

  7. Управление образовательным процессом и профессиональной деятельностью:

    • Эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов (время, пространство и т.д.)
    • Организация ежедневной педагогической практики и ее развитие
    • Обеспечение необходимой дисциплины учащихся
    • Адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.
Дата последнего обновления статьи: 24.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot