Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Учитель психологии: требования, задачи, личностные качества

Учитель психологии в школе

Определение 1

Психология учителя – это отрасль педагогической психологии, изучающая разнообразные психологические проблемы, связанные с воспитанием и обучением ребенка.

Учитель психологии и школьный психолог – это разные должности и путать их нельзя. Главная цель учителя психологии заключается в ознакомлении учащихся с предметом «психология» и сделать это надо таким образом, чтобы дети получили не только общее представление о науке, но и заинтересовались предметом. Для этого школьный учитель психологии имеет различные учебные пособия, одобренные Министерством, разнообразную дополнительную литературу, тесты и тренинги.

Учитель психологии, как и другие предметники, в своей работе руководствуется программой, которую утверждает директор школы, а методы и формы проведения занятий он выбирает сам.

Статья: Учитель психологии: требования, задачи, личностные качества
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Помимо обязательного программного материала, учитель психологии может давать дополнительный материал по предмету, проводить дополнительные занятия, тематические курсы для детей, увлеченных психологией.

Тренинги, психологические игры, тесты на способности учеников, тесты на профессиональную ориентацию тоже является компетенцией школьного учителя психологии.

В отличие от учителя психологии, школьный психолог занимается коррекцией учебных программ по разным школьным предметам, коррекцией их учебной деятельности, а также проводит индивидуальные консультации учащихся. Школьный психолог не подготовлен для преподавания уроков психологии.

Если основная учебная нагрузка детей ложится на обязательные дисциплины, то психолог должен избегать подобных нагрузок по своему предмету, для чего рекомендуется проводить уроки в игровой форме, а это совсем непростая задача. Перед уроком для снятия напряжения, усталости, для переключения на другой предмет целесообразно проводить аутогенную тренировку в течение нескольких минут. Это повышает работоспособность и улучшает общее состояние детей.

«Учитель психологии: требования, задачи, личностные качества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа учителя психолога, как и других учителей, очень сложная работа и ему часто приходится сталкиваться с конфликтами школьников, не только личными, возникающими в пределах класса или школы, но и конфликтами в семье. Безусловно, это требует квалифицированного решения возникшей проблемы, чтобы не потерять доверие к себе. Для этого необходимо большое напряжение сил и самоотдачи.

Стрессовые ситуации, нервная перегрузка могут привести к функциональным расстройствам, поэтому необходима психологическая готовность к этой должности. Безусловно, учитель психологии должен иметь не только хорошее здоровье и крепкие нервы, но ещё и умение контролировать свое состояние и управлять им, быть гибким и адаптированным к изменениям ситуаций.

Важны такие личностные качества, как умение красиво говорить, чувство юмора, знание подросткового сленга, знание современной рекламы и умелое её использование, знание музыкальных молодежных передач и др. Когда подростки принимают учителя в «свой круг» – это показатель высокого его профессионализма, что дает возможность более тесного сотрудничества с учащимися.

Основные функции и роли учителя психологии

Замечание 1

Учитель любого школьного предмета выполняет несколько функций – обучающую, воспитательную, организаторскую, исследовательскую, что должно быть отражено в годовых планах его работы.

Новоиспеченный учитель психологии вступает в новую роль, а это требует уверенного поведения и дает возможность проверить себя на наличие преподавательских умений и качеств.

Личные качества учителя психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Личные качества учителя психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Безусловно, педагогическая деятельность предполагает адаптацию к новым ролям, например, от роли подчиненного к роли руководителя, от роли отвечающего к роли спрашивающего, от роли оцениваемого к роли оценивающего и др. Этот переходный период сопряжен с целым рядом трудностей, которые могут быть связаны со «страхами».

Первый страх относится к беспокойству о том, как его встретят учащиеся, их личное отношение к учителю.

Второй страх касается потери контроля над классом, который может быть преодолен при соответствующей подготовке и ожидания определенных событий.

Страх того, что учащиеся могут поймать на глупой ошибке или задать каверзный вопрос, на который сложно дать ответ.

Успеха учитель психологии может добиться, если он имеет знания, умения и способности. Среди них:

  • разносторонняя образованность, эрудированность в области психологических и других знаний;
  • в совершенстве знать свой предмет;
  • умело подбирать материал для урока;
  • определять наиболее эффективные способы и методы обучения;
  • доступно объяснять материал;
  • уметь мотивировать учащихся;
  • быть требовательным к знаниям учащихся;
  • обладать большим словарным запасом;
  • владеть ораторскими и артистическими способностями;
  • уметь рефлексировать собственную деятельность.

Со временем у учителей складываются педагогические установки на реакцию однотипных педагогических ситуаций. Эти установки для большинства учителей кажутся абсолютно правильными, поэтому изменить их очень сложно.

Среди них доминирующими являются два типа – позитивная установка и негативная.

Признаки негативной установки учителя:

  • «плохому ученику» времени на ответ дается меньше;
  • не даются подсказки и наводящие вопросы;
  • чаще всего «плохой» ученик порицается, поощряется реже;
  • успехи такого ученика редко замечаются.

Признаки позитивной установки:

  • задаются наводящие вопросы и подсказки при ответе ученика;
  • улыбка или доброжелательный взгляд используется в качестве поощрения;
  • время ответа на поставленный вопрос увеличивается;
  • неправильный ответ корректируется.

Процесс профессионального становления учителя не проходит без проб и ошибок, потому что неизвестно, чем именно обеспечивается успех.

В профессиональном становлении в адаптации и развитии личности помогает идентификация, посредством которой приобретаются определенные качества, система ориентиров, для стабильного восприятия и понимания окружающего мира.

Механизм профессиональной идентификации реализуется через разные психологические теории, например, когнитивная теория Л. Колберга представлена в качестве когнитивных процессов оценки и сравнения.

А. Адлер включает в это понятие «социальный интерес». Личность специалиста – это основной и главный инструмент профессиональной деятельности, поэтому профессиональные умения учителя очень важны.

Преподавание психологии в школе

Интерес к преподаванию психологии в школе стал заметно расти, несмотря на то, что структура преподавания её как предмета недостаточно разработана.

Основная цель психологического образования заключается в формировании целостного мировоззрения ребенка в общей картине современного мира. Это значит, что введение в школьный курс преподавания психологии как самостоятельного учебного предмета является очень важным направлением системы образования.

Для средней общеобразовательной школы разработана научно обоснованная программа курса «Психология», обеспеченная учебными и методическими материалами. В программе четко определяются цели и задачи преподавания психологии в школе.

Изданы учебные пособия с 1 по 11 классы общеобразовательных школ, причем каждый учебник посвящен какой-то одной проблеме общепсихологического знания. Для учителей психологии разработано учебно-методическое пособие по преподаванию психологии, где представлены методические рекомендации для каждого урока.

Все учебники построены по единому плану изложения материала и работы с этим планом. Интересным моментом является то, что изучение любой темы начинается с описания ситуации, которая практически знакома каждому ребенку. Личный опыт ребенка, его чувства и переживания, делают сложные психологические явления понятными и «осязаемыми». Личный опыт учащихся, знакомство с психологическими механизмами явлений, которые они наблюдают в повседневной жизни, повышает психологическую грамотность ребенка.

Лексика ребенка на основе психологических знаний обогащается, и он может культурно говорить о своем внутреннем мире, противостоять чужому влиянию, с уважением относиться к внутреннему миру другого человека. Психологическая грамотность школьника является предпосылкой для формирования психологической культуры личности как части общей культуры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot