Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психодидактика

Понятие психодидактики

Определение 1

Психодидактика – это наука, которая объединяет в себе методологию обучения и психологические знания, необходимые для развития психологических качеств детей.

Преимущественно развитые страны делают упор в системе образования на развитие личностных качеств личности ребенка, его критического и творческого мышления. Такого рода развивающее образование требует новых практик и технологий, которые были бы связаны с процессом обучения подрастающего поколения. Такие педагогические практики, затрагивающие разнообразные образовательные области, требуют развития новых методик обучения либо их усовершенствования, а также создания новых пособий и учебников. Практика и теория развивающего образования базируются на научных представлениях и установках психологии и дидактики в целом. В свою очередь такие психолого-педагогические установки основаны на особенностях психологического и личностного развития нового поколения.

Для реализации развивающего образования такого типа, необходимо объединение двух наук в одно целое – психологии и дидактики.

Определение 2

Дидактика – это наука об учении, которая занимается изучением и исследованием наиболее эффективных методик обучения детей.

Постепенно при развитии системы обучения и учебных материалов, приоритеты в отношениях дидактики и психологии претерпели некоторые изменения. Это было вызвано тем, что в основании развивающего образования, в первую очередь, должны быть заложены глубокие знания и правильное использование закономерностей в психологии развития детей.

Так формируется потребность изменения подхода к образованию, формируются новые направления и методики, к которым относят и психодидактику.

Психодидактика направлена на развитие личностной, интеллектуальной, духовно-нравственной, эмоциональной, психосоматической психических сфер. Грамотное развитие этих психических областей помогает ребенку почувствовать себя субъектом становления своей личности.

«Психодидактика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Предмет изучения психодидактики

Психодидактика в качестве интегративной области научного знания, изучает не только процесс обучения в развивающемся образовании, но и участников обучения как субъектов личностного развития, их познавательных интересов, интеллектуальным, нравственным и духовным развитием.

Методология развивающего образования базируется на личностном начале. В таком случае педагогическая деятельность оказывает воздействие на развитие в личности чувства носителя действия или субъектности. Это приобщается человека к знанию, а также к личностному росту.

Психодидактика расширяет круг следующих насущных вопросов и проблем, которые безусловно требуют решения:

  • определение условий образования;
  • тип учебного заведения;
  • вид образования;
  • возможности развития образовательной среды.

Независимо от сферы рассматриваемых проблем в психодидактике на первом месте стоит новое поколение, его интересы и нужды, индивидуальные особенности, творческие способности, критическое мышление.

Также остро стоит вопрос обучения специалистов, имеющих опыт применения психолого-дидактических методов обучения на практике. При этом психодидактика перенаправляет методы, содержание и цели образования на личностно-ценностные и личностно-значимые, что совсем не свойственно классической дидактике.

Задачи психодидактики

Задача психодидактики – отобрать информацию в достаточном количестве, чтобы решить проблему и проверить подлинность информации. К требованиям психолого-педагогической задачи относят размышление над условием, в котором заключается лишняя или недостающая информация, ошибка, которая была специально включена в формулировку вопроса и т.д.

Учащийся в самом начале знакомства с психолого-педагогическими задачами должен начать думать над их постановкой. Каждая стадия работы учащегося над задачей развивает мышление ребенка, а это – приоритетный фактор. Затем ученик должен подобрать не известный всем вариант решения задачи, то есть смоделировать его самостоятельно, по-новому, с учетом всех подобранных данных и сведений.

Интересно, что стандартные способы решать задачи не интересны учащимся. Весь интерес формируется, когда они обдумывают новые решения, их количество, их оригинальность и информативность.

Завершающее действие в данной цепочке – рефлексия или критический анализ. Это та стадия, когда ученик сравнивает полученный ответ с ответами других учеников. Далее в классе определяют создателя лучшего решения.

Иными словами, идет развитие не только творческого мышления, но и мотивации познания и положительных эмоций. Также протекает формирование новой модели учебной деятельности в творческом ключе и личностно-ценностная деятельность.

У старшеклассников процесс решения задачи происходит иначе. В связи с быстротечным развитием наук, знания также быстро устаревают, поэтому описанные в учебных пособиях сведения, часто уже неактуальны. То есть знания превращаются в информацию. Чтобы добыть истинное знание, необходимо уметь искать необходимую информацию в разнообразных источниках и сравнивать ее, подвергая критическому анализу. Благодаря этому старшеклассник может формировать свой уникальный взгляд по рассматриваемому вопросу, который требует подтверждений из авторитетных источников. Таким авторитетным источником может быть учитель или родители, а также книги, которым ученик доверяет.

Если авторитетом является учитель, то старшеклассник должен с ним проконсультироваться. Если нет – может возникнуть дискуссия, к которой необходимо заранее подготовиться. Старшеклассники самостоятельно проводят необходимые исследования, во время которых преобразуют полученную информацию в знания, и наоборот.

Необходимо отметить, что дидактика полностью строится на процессе обучения, а психодидактика – на процессе образования, который развивает индивидуальность личности, личностные качества и субъективность. Многие исследователи придерживаются мнения, что в самом близком будущем психодидактикой будут заложены основы новых образовательных систем, направленных на творческую реализацию новых образовательных стандартов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot