Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические вопросы преподавания психологии

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич и др.

Ученые, которые рассматривали проблему психологического просвещения: М. Александровская, Р.В. Овчарова, М.Р. Битянова, А. Майер, Е.И. Казакова и др.

Далее рассмотрим специфику методических вопросов преподавания психологии, психологического просвещения и поддержки населения.

Понятие преподавания и психологического тезауруса

Определения

Преподавание представляет собой определенную деятельность учителя или преподавателя, в процессе которой происходит передача ученикам или студентам информации, организация самой учебной деятельности и ее оценка.

Психологическое просвещение – это определенный вид деятельности психолога, который направлен на формирование психологических знаний населения.

Статья: Методические вопросы преподавания психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Методические вопросы преподавания психологии

Рассмотрим основные задачи преподавания психологии.

  1. Формирование высоких моральных качеств личности студентов.
  2. Воспитание профессиональной направленности: изучение психики человека для оказания ему максимальной помощи.
  3. Развитие умения применять как теоретические, так и практические психологические навыки.

Кроме того, курс целесообразно строить, опираясь на основные положения о психике.

  1. Психические явления как отражение реального мира. С помощью отражения мира в деятельности индивид получает различные знания о предметах окружающей действительности. Также у него формируется определенный образ мира.
  2. Психика рассматривается как свойство мозга, в основе которой лежит рефлекторная деятельность.
  3. Психическая деятельность человека детерминирована. Обычно она вызывается внешней средой, а также внутренними состояниями самого человека.
  4. Психические явления динамичны, поэтому рассматриваются в их развитии.
  5. По А. Н. Леонтьеву, психика человека формируется в деятельности.
  6. Целостное рассмотрение психики человека.
  7. Связь теоретических и практических знаний психологии, их взаимное подкрепление.

Психологическое просвещение и психологическая поддержка населения

Психологическое просвещение встроено в общую модель психологической службы. На рисунке 1 показано, какое место в этой системе занимает просвещение.

Модель работы психологической службы

Рисунок 1. «Модель работы психологической службы»

Задачи психологического просвещения:

  1. формирование представлений о психологической науке;
  2. информирование населения по вопросам психологии;
  3. формирование потребности в психологических знаниях.

Формы психологического просвещения:

  1. индивидуальные;
  2. групповые.

Средства психологического сопровождения:

  1. вербальные (лекция);
  2. публицистические (в СМИ);
  3. наглядные (схемы, плакаты);
  4. интерактивные;
  5. через сеть Интернет.

Рассмотрим психологическое просвещение в рамках профориентации школьников. Основные направления:

  1. информирование по вопросам профориентации
  2. информирование о психологических требованиях к различным профессиям.

В общем виде модель профориентации представлена ниже (рис. 2).

Система профессиональной ориентации школьников

Рисунок 2. «Система профессиональной ориентации школьников»

Просвещение школьников

Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания. Например, такой запрос, касающийся психологических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников. Для подростков социально-психологические знания могут стать чрезвычайно актуальными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем.

Просвещение педагогов

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Просвещение родителей

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot