Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методология преподавания психологии

Все предметы / Психология / Методология преподавания психологии
Содержание статьи

Методика преподавания психологии

Определение 1

Методика преподавания психологии – это прикладная дисциплина, основной целью которой является изучение и применение на практике преподавания психологии методических инструментов и методов воздействия преподавателя на обучающихся.

Можно сказать, что методика преподавания психологии является дисциплиной, которая получила начало и дальнейшее развитие на пересечении таких областей как психология и дидактика. Так, сущность, отдельные формы, способы, инструменты и средства, которые используются для преподавания психология основываются на общедидактических принципах, при этом специфика психологии как науки оказывает непосредственное влияние на методику ее преподавания.

В качестве предмета методики преподавания психологии как научной дисциплины можно назвать способы, формы и инструменты, которые используются в рамках обучения психологии. Методика преподавания психологии, в первую очередь, изучает историю, общие принципы и особенности системы психологического образования, а также законодательное и нормативное обеспечение образовательной деятельности.

Особенности преподавания общей психологии

Приоритетной целью преподавания психологии можно назвать усвоение обучающимися общих закономерностей функционирования психики. При этом в результате обучения знание общих принципов должно сформировать основу для изучения студентами определенных прикладных сфер психологии. Усвоение современных достижений психологической науки дает возможность обучающимся более сознательно подходить к основам таких достижений, а именно анализировать какие взгляды и теории развивались ранее и почему, а также в какой степени они способствовали научному развитию психологии как отдельной науки.

Готовые работы на аналогичную тему

Стоит отметить, что изучение основ общей психологии характеризуется особым методологическим значением для изучения прочих учебных курсов в рамках получения профессии в области психологии, так как без знания общего довольно сложно разобраться в частном. Таким образом, при чтении лекций, а также организации самостоятельной работы с учебной и научной литературой нужно каждое новое для обучающегося научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в реальности психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как такие явления ранее объяснялись в рамках прошлых теорий и как объясняются теперь в рамках новых знаний и теорий.

Темы лекционных занятий наиболее целесообразно сортировать по небольшим блокам таким образом, чтобы многообразие знаний дисциплины психологии можно было показать во взаимосвязи. В таком случае отпадет необходимость говорить о деталях, которые можно обсуждать на различные рода семинарах и практических заданиях. Например, нет необходимости в рамках лекции очень подробно обсуждать какие-то психические познавательные процессы, но при этом надо показать их функции, обратив внимание студентов на связь между ними в ходе их функционирования. На последующих практических, семинарских и лабораторных занятиях они могут быть более детально изучены не только теоретически, но и экспериментально.

Стоит отметить, что при формировании блоков и разработке учебной программы в обязательном порядке необходимо учитывать профессиональные особенности студенческой аудитории. Например, на математическом факультете педагогического вуза можно более подробно изучить теоретические основы математических способностей школьников, а также обучить будущих преподавателей методике выявления и развития математических способностей у детей школьного возраста.

Лекционный курс в зависимости от числа учебных часов может быть разделен на блоки в разных вариантах. Так, вся проблематика общей психологии может быть разделена на пять, шесть или семь лекционных блоков в зависимости от числа часов и индивидуального видения преподавателя.

Среди блоков в рамках изучения общей психологии можно, например, выделить следующие блоки:

  • Введение в общую психологию. Понятие личности и деятельности. Особенности познавательных процессов личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Психологические особенности индивида;
  • Элементы общей психологии как научной категории. Понятие психических процессов личности, их характеристика. Психология личности и ее познавательная, эмоциональная, волевая сферы и так далее.
  • Психология как наука и ее приоритетные направления. Психология деятельности. Психология личности. Познавательные процессы в деятельности личности.

Преподаватель, читая лекции по заранее спланированным блокам, может на каждый из них отводить различное число учебных часов, исходя из того, на какой теме или блоке в целом он хочет сделать акцент. Так, например, производственным руководителям в большей степени необходимо изучить проблемы в психологии деятельности коллективов и отдельных межличностных отношений, а будущим преподавателям - проблемы личности, психологии развития индивидов и т.д. На практических занятиях, как правило, отрабатываются именно те вопросы, которые преподаватель запланировал. Однако, в отличие от лекционных занятий, которые в большей степени носят теоретический характер, практические направлены на формирование у обучающихся на формирование умений и навыков применять полученные теоретические знания, например, в рамках исследования различного рода психологический явлений, что в дальнейшем позволит наиболее грамотно ориентироваться в разных ситуациях на практике.

И, конечно, как на лекционных, так и на семинарских, а также практических занятиях преподаватель стремится использовать активные методы обучения и ставит в качестве основной цели - обучение студентов мыслить психологическими категориями, анализируя различного рода научные и практические проблемы. Этой цели он может достигать посредством проблемных вопросов и задач, которые он использует как в лекциях, так и в качестве учебного задания студентам для самостоятельной работы и практических занятий.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис