Сущность педагогики НХТ
Педагогика народного художественного творчества – это одна из отраслей педагогической науки, которая занимается изучением законов и закономерностей воспитания и обучения внутри коллективов народного художественного творчества.
В этнокультурном смысле педагогика НХТ – это теория и методика воспитания, обучения и развития личности в ходе творческого освоения традиций определенного этноса.
В социокультурном смысле педагогика НХТ – это теория и методика педагогического руководства разными формами неспециализированного, то есть любительского или самодеятельного художественного творчества.
Объектом педагогики НХТ выступает народное художественное творчество.
Предмет изучения педагогики НХТ – процессы обучения, воспитания и развития личности в условиях коллектива народного художественного творчества.
Народное художественное творчество включает создаваемые народом и бытующие в народных массах поэтические, прозаические и музыкальные произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В коллективном художественном творчестве отражаются особенности трудовой деятельности, бытового уклада, знаний о жизни и природе, культов и верований народа, а также воплощаются народные воззрения, стремление и идеалы, поэтическая фантазия, чувства, мысли и переживания, мечты о счастье и справедливости.
Народное художественное творчество отличает глубина художественного освоения действительности, правдивость образов, сила творческого обобщения.
Образы, темы и мотивы народного художественного творчества возникают в сложнейшем единстве индивидуального творчества и коллективного художественного сознания.
Коллективность НХТ, которая является его постоянной основой, проявляется в течение всего процесса формирования всех типов произведений. Это процесс, который состоит из импровизации, закрепления традиций, последующего совершенствования, обогащения и часто обновления традиций, и оказывается протяженным во времени.
Создатели произведения одновременно и его исполнители, пребывающие в тесном контакте с людьми, воспринимающими искусство, которые могут сами выступать участниками творческого процесса. Процессы приобщения к НХТ и вовлечения в него и являются педагогическими процессами и внешней стороной педагогической деятельности внутри художественного коллектива.
Внутреннюю сторону характеризует передача знаний, умений и навыков народного художественного творчества участникам художественного коллектива.
Этнопедагогика, социальная педагогика и НХТ
Этнопедагогика – это наука, которая занимается изучением народной педагогики в качестве традиционной практики воспитания и обучения, исторически сформировавшейся у разных этносов.
Термин ввел и популяризовал Волков Г.Н.
Задачи этнопедагогики:
- выявить этническую специфику народной педагогики в традиционных культурах разных этносов;
- искать закономерности становления и развития традиционной педагогической культуры народных масс под влиянием социальных, экономических и других факторов;
- выражать способы отражения и функционирования педагогических воззрений в современной воспитательной практике, а также опыта предыдущих поколений;
- искать пути использования прогрессивного народнопедагогического наследия в рамках современной образовательной системы.
Опыт этнопедагогики используют, чтобы воспитывать экоориентированный тип личности посредством сбора и изучения информации, касательно традиционной культуры народов в одном из подразделений экологии, которое стали называть этноэкологией, а в западной литературе – культурной антропологией.
Социальная педагогика – это одна из отраслей педагогики, которая занимается исследованием воздействия социальной среды на воспитание и формирование личности, а также разрабатывающая систему мероприятий, направленных на оптимизацию воспитания личности, учитывая конкретные условия социальной среды.
Таким образом, педагогика народного художественного творчества – составная часть педагогики, одна из ее отраслей. В этнопсихологическом смысле НХТ является теорией и методикой воспитания, обучения и личностного развития, в процессе творческого освоения традиций определенного народа или этноса.
Педагогика НХТ – достаточно молодая наука, ее возникновение связано со многими факторами. На сегодняшний день огромное внимание уделяют педагогическому процессу в разных областях общественной жизни. Например, сформировались такие отрасли педагогики, как военная педагогика, занимающаяся изучением специфики и закономерностей обучения и воспитания курсантов, или спортивная педагогика, представляющая собой науку об особенностях тренерской работы и пр.
Педагогическое общение в условиях художественно-творческого коллектива является особым аспектом педагогической науки, которое требует серьезного и детального изучения. Из-за демократизации и гуманизации образования огромное значение придают так называемому человеческому фактору в общении, а не формализованному взаимодействию.
Индивидуальный подход к личности в ходе обучения и воспитания в коллективах НХТ – актуальная тема в современном мире. И эту тему изучают не только в сфере культурно-досуговой деятельности, но также в педагогике и психологии.
Методика личностного развития с учетом индивидуальных особенностей разрабатывается специалистами, они собирают ее по крупицам, что значительно облегчает современное протекание педагогической деятельности.