Труд учителя в современном обществе представляет огромную общественную значимость, что обуславливает наличие высоких требований к личности учителя. В период зарождения и развития педагогической деятельности, воспитание подрастающего поколения доверялось людям, обладающим высокой нравственностью, опытом, мудростью. Изменение в обществе несли за собой изменения в требованиях к личности педагога, но всегда неизменной оставалась их основа. Среди современных требований к педагогу выделяются: наличие высокого морального облика, ответственности, добросовестности, трудолюбия, любви к детям. Перечисленные качества личности педагога далеко не полностью характеризуют личность современного педагога. В литературе в современных исследованиях Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, А.И. Щербакова и др. исследователей представлены специальные педагогические способности.
Специальные педагогические способности
Под специальными педагогическими способностями понимаются качества личности педагога, обеспечивающие успех в педагогической деятельности. Специальные педагогические способности можно классифицировать на:
- гностические способности (умение учителя учиться самому, систематизировать изученное, учёт индивидуальных особенностей детей и собственных особенностей);
- проектировочные способности (умение проектировать личность школьника, возможности его развития, собственную педагогическую деятельность);
- конструктивные способности (умение обеспечивать доступность изложения сложного материала, учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников в образовательно-воспитательном процессе);
- коммуникативные способности (установка и поддержание контактов с детьми, построение правильных взаимоотношений со школьниками, выбор целесообразных мер воздействия);
- организаторские способности (умение в организации деятельности школьников, включение их в разнообразную деятельность, побуждение к самовоспитанию).
Кроме описанных выше личностных качеств, учителю должны быть присущи терпение, оптимизм, гуманизм.
Понятие профессиональной готовности к педагогической деятельности
Попытки анализа и обобщения требований к личности учителя привели к необходимости представления их в некоей совокупности, в современной литературе данное понятие определяется как «профессиональная готовность к педагогической деятельности». В состав понятия включены психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а также научно-теоретическая и практическая компетентность, составляющие основу профессионализма учителя.
Содержание профессиональной готовности учителя отражено в профессиограммах, основу которых составляют комплексы взаимосвязанных и дополняющих друг друга профессиональных требований: общегражданские качества; специфические качества учителя, умения и навыки по предмету (специальности).
Характеристика профессионально важных качеств учителя
Сутью педагогической профессии является не только транслирование знаний, но и развитие личности учащегося, утверждение его как человека. В связи с этим целью педагогического образования является обеспечение общего и профессионального развития учителя, которого характеризуют следующие качества: наличие высокой гражданской ответственности и социальной активности, любви к детям, интеллигентности и духовной культуры, высокого профессионализма, инновационного стиля научно-педагогического мышления, готовности к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, потребности в постоянном самообразовании, наличие физического и психического здоровья, профессиональной работоспособности.
Итак, выше были представлены профессионально важные качества, которые ёмко и лаконично характеризуют учителя, данную характеристику можно конкретизировать до основных личностных характеристик.
Ведущей личностной характеристикой учителя является направленность личности, которая может быть представлена в виде социально-нравственной, профессионально-педагогической и познавательной направленности. Педагогическую деятельность учителя определяет идейная убеждённость, которая представляет собой фундаментальную характеристику личности учителя и выражается в социальных потребностях, моральных и ценностных ориентациях, чувстве общественного долга и гражданской ответственности.
Структурным компонентом личности современного учителя является профессионально-педагогическая направленность, в которую входит интерес к профессиональной деятельности, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основа педагогической направленности - интерес к профессии учителя, который выражается в эмоционально-положительном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Под педагогическим призванием понимается склонность к осознанию способности к педагогической деятельности. Формирование педагогического призвания обеспечивается в ходе накопления студентами вузов педагогической направленности теоретического и практического педагогического опыта, а также в ходе самооценки своих педагогических способностей.
Основой педагогического призвания является наличие любви к детям; данное качество является основополагающим и представляет собой предпосылку к самосовершенствованию, целенаправленному саморазвитию некоторых профессионально важных качеств, составляющих профессионально-педагогическую направленность учителя (например, педагогический долг и ответственность). Чувство педагогического долга заключается в оказании помощи школьникам и их родителям в пределах своих прав и компетенций, педагог требователен к себе, постоянно соблюдает кодекс педагогической морали.
Высшее проявление педагогического долга - самоотверженность учителя, которая выражает особенности мотивационно-ценностного отношения к труду. Данное качество присуще учителю, который не считается со временем и состоянием здоровья, обеспечивает воспитание и обучение учащихся.
Осознание профессионального долга и чувства ответственности при организации взаимоотношений учителя с коллегами, родителями и детьми представляет собой педагогический такт педагога, сущностью которого является обеспечение чувства меры, сознательной дозировки действий, способность к контролю и уравновешиванию одного средства другим. В тактику поведения учителя входит предвидение последствий, выбор соответствующего стиля и тона, времени и места педагогического действия, а также проведение своевременной их корректировки.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость. Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и интересы. Потребность к знаниям представляет собой одно из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности. Осуществление педагогической деятельности подразумевает непрерывное педагогическое самообразование, которое является необходимым условием профессионального становления и совершенствования педагога.
Развитие педагогики как научной дисциплины ведёт за собой требование хорошей ориентации в различных отраслях педагогической науки, представлять её возможности в решении различных задач, кроме того, педагог должен постоянно самосовершенствоваться, изучать новые исследования, анализировать открытия и гипотезы, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Структурным компонентом познавательной направленности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность, проявляемая в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия.
Итак, в общем виде были освещены требования к личности учителя, представленные в современной литературе. Более подробный анализ компонентов личности современного учителя будет представлен далее.