Начало $XXI$ столетия сопровождается глубокими онтологическими трансформациями глобального социума. Динамические изменения, которые происходят в современном российском обществе, находят свою репрезентацию в системе отечественного образования, в появлении новых образовательных горизонтов, стратегических ориентиров, приоритетных целей и задач развития. Подготовка всестороннеразвитого конкурентоспособного специалиста, продвижение отечественного образование в мировом сообществе требует обновления понятийно-категориального аппарата педагогики как научной области.
Подходы к дефиниции педагогики
Переосмысление, обновление категориального аппарата требует выработки единого подхода к пониманию самой педагогики как науки. На сегодняшний день в научной литературе представлены многочисленные подходы к пониманию научной отрасли.
Термин может интерпретироваться как наука о воспитании личности; наука о воспитательных отношениях, которые возникают в процессе взаимодействия взаимосвязанных процессов обучения, воспитания, образования, самообучения, самовоспитания и самообразования; наука, изучающая сущность, механизмы, закономерности, формы, принципы и методы организации педагогического процесса.
Объект и предмет педагогики
Формирование категориально-понятийного аппарата требует переосмысления категорий объекта и субъекта педагогики, обуславливающих специфику научной отрасли.
Под научным объектом понимают область действительности, реальную данность, существующую вне процессов изучения.
Предмет – результат теоретического абстрагирования, который позволяет исследователю выявлять те или иные стороны, закономерности функционирования и развития исследуемого объекта.
Принимая во внимание специфику педагогики, объект научной дисциплины может быть представлен как явления действительности, объективно существующей реальности, которые обуславливают становление и развитие человеческого индивидуума в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Другими словами, объектом педагогики выступают процессы воспитания, образования и обучения, в результате которых осуществляется личностное развитие индивидуума; педагогическая система как совокупность указанных процессов.
Предметом педагогики выступает педагогический процесс, целенаправленное, специально организованное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса.
Педагогическая система как объект педагогики
Категория педагогической системы выступает одной из ключевых в современной дидактике.
Под указанным термином чаще всего понимается относительно устойчивая совокупность функционально упорядоченных, взаимосвязанных компонентов, функционирующих с целью достижения заранее поставленных результатов обучения, образования, воспитания, личностного развития в целом.
Основными характеристиками педагогических систем выступают следующие:
- Педагогическая система выступает целостным образованием, подчиняется единым законам организации деятельности. Уровень обученности, образования зависит непосредственно от взаимодействия, общей деятельности всех участников образовательно-воспитательного процесса.
- Педагогическая система является социально открытой структурой, адаптивной к новым научным открытиям, научно-методическим знаниям, социальным требованиям, нравственным идеалам. Педагогические системы совмещаются с другими социальными системами, успешно функционируя, совместно действуя в процессе реализации «социального заказа», удовлетворения социально-экономических потребностей общества.
- Педагогические системы динамичны, эволюционируют, совершенствуются во времени.