Основные требования к подготовке педагога определены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Более подробно остановимся на описании данных требований.
Данный стандарт предусматривает изучение гуманитарного, социального, экономического циклов, математического и естественнонаучного циклом, а также профессионального цикла. Каждый учебный цикл представлен базовой (обязательной) частью и вариативной (профильной) частью, которая устанавливается вузом.
Каждый учебный цикл и раздел сопровождается описанием проектируемых результатов освоения в виде общекультурных и профессиональных компетенций. В документе представлены также компетентностные характеристики педагогической деятельности. В связи с чем считаем необходимым развести понятия «компетенция» и «компетентность».
Под компетентностью понимается способность действовать в ситуации неопределенности.
Профессиональная компетентность может быть представлена в виде интегральной характеристики личности и профессионализма учителя, которая позволяет определить его способности в результативном решении профессиональных задач, возникающих в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.
В ФГОС ВПО отмечены следующие основные компетенции, которыми должен овладеть выпускник.
Общекультурные компетенции (ОК)
- «владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5) …» и т.д. Всего представлено 16 общекультурных компетенций.
Также В ФГОС ВПО представлены общие профессиональные компетенции (ОПК), и компетенции в области педагогической деятельности (ПК) среди которых:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); и др. (перечень из 18 компетентностей).
Квалификационная характеристика
Квалификационная характеристика учителя представлена следующими структурными компонентами: описанием должностных обязанностей, перечнем необходимых знаний, требованиями к квалификации.
В должностные обязанности педагога входит:
- осуществление обучения и воспитания школьников с учётом возрастных и психолого-физиологических особенностей специфики преподаваемого предмета;
- формирование общей культуры личности, социализация, осознанный выбор и освоение образовательных программ с использованием разнообразных форм, приёмов, методов и средств обучения;
- обоснованный выбор программ и учебно-методического обеспечения;
- проведение учебных занятий с опорой на достижения в области педагогики и психологии;
- планирование и осуществление учебного процесса в строгом соответствии с образовательными программами образовательного учреждения, разработка рабочей программы по предмету, курсу с опорой на примерные общеобразовательные программы и обеспечение её выполнения, организация и поддержание разнообразных видов деятельности учащихся с ориентацией на личность, развитие его мотивации, познавательного интереса, способностей, организация самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской, реализация проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету, курсу, программе с практикой, обсуждение с учащимися актуальных событий современности;
- обеспечение достижения и подтверждения учащимися уровней образования;
- оценка эффективности и результатов обучения школьников по предмету (курсу, программе) с учётом освоения знаний, овладения умениями, развития опыта творческой деятельности и познавательных интересов;
- соблюдение прав и свобод школьников, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий, уважение человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;
- осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательно-воспитательном процессе, используя современные способы оценивания в условиях применения информационно-коммуникационных технологий;
- внесение предложений по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
- участие в деятельности педагогического совета образовательного учреждения, а также в деятельности методического объединения и других формах методической работы;
- обеспечение охраны жизни и здоровья школьников во время образовательно-воспитательного процесса;
- осуществление связи с родителями или лицами, их заменяющими;
- выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Педагог должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Основными требованиями к квалификации педагога являются: наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования без особых требований к стажу работы.