Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

План воспитательной работы с семьей

Значимость планирования воспитательной работы с семьями учащихся

В настоящее время одной из важнейших проблем в области педагогики является вопрос воспитания подрастающего поколения.

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс по развитию и становлению личности.

Воспитание может осуществляться как свободно, под воздействием окружающей ребенка среды, так и управляемо, в рамках специально организованных психолого-педагогических условий.

В воспитании выделяют два основных вида факторов воспитательного воздействия:

  1. Факторы прямого воспитательного воздействия – семья, школа (детский сад, ВУЗ и т.д.), коллектив сверстников.
  2. Факторы непрямого воспитательного воздействия – государство, культура, окружающая ребенка среда и т.д.

Эффективность воспитания зависит от координации и сплоченности сил педагогического коллектива и семьи.

Замечание 1

Большую часть времени ребенок проводит в образовательном учреждении, именно поэтому очень важно использование единых методов и средств воспитания в семье и в школе. Для достижения этого педагогом разрабатывается план воспитательной работы с семьями учащихся.

Правовой основой плана воспитательной работы с семьями учащихся выступают:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Государственные программы по воспитанию учащихся (в зависимости от тематики и цели плана воспитательной работы)
  3. Рекомендации об организации воспитательной деятельности
  4. Методические рекомендации Министерства образования

Вне зависимости от темы плана, его цели и задач, результат, который желают получить и педагоги, и родители всегда один – воспитание полноценной и разностороннее развитой личности, способной эффективно и плодотворно существовать в рамках современного социума.

«План воспитательной работы с семьей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

План воспитательной работы с семьями учащихся включает в себя специально подобранный комплекс педагогических и организационных методов, средств, приемов и технологий.

Цель и задачи воспитательной работы с семьями учащихся

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от того какие взаимоотношения складываются между педагогом и семьей учащегося. Одной из основных форм работы с семьями являются родительские собрания и работа родительского комитета.

В настоящее время необходимо разработать методы и формы конструктивного взаимодействия семьи и школы, которое предполагает общение, основанное на взаимном понимании и уважении. Следует донести до родителей, что школа хоть и занимает ведущее положение в воспитании ребенка, но главенствующая роль, все-таки, принадлежит семье. И только дружеское взаимодействие семьи и школы может значительно повысить результативность воспитательного воздействия.

Замечание 3

Цель плана воспитательной работы с семьями учащихся – вооружение родителей необходимым минимумом педагогических и психологических знаний о развитии ребенка, оказание необходимой помощи в организации педагогического самообразования, формирование умений и навыков воспитательной работы, а также привлечение родителей к активному взаимодействию со школой.

Исходя из цели, основными задачами плана воспитательной работы являются:

  1. Формирование дружного и сплоченного коллектива учащихся.
  2. Привлечение родителей учащихся к тесному сотрудничеству со школой по вопросам воспитания.
  3. Оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и обучения.
  4. Организация совместной общественно-значимой деятельности родителей и учащихся.

Критерии эффективности результатов воспитательной работы различные, в зависимости от возрастной группы учащихся:

  1. Начальная школа – положительное отношение учащихся к школе и процессу обучения, уважительное отношение к педагогам, дружеские отношения с одноклассниками.
  2. Средняя и старшая школа – сформированность у каждого учащегося понимания своих «сильных» и «слабых» сторон, уважительное отношение к окружающим, направленность на саморазвитие.

Направления взаимодействия школы и семьи в рамках плана воспитательной работы могут быть следующего характера:

  1. Регулярное проведение классных и общешкольных родительских собраний с разбором наиболее актуальных вопросов и проблем.
  2. Проведение при необходимости индивидуальных консультаций для родителей.
  3. Осуществление регулярного информирования родителей об успеваемости учащихся.
  4. Привлечение родителей к решению школьных проблем и вопросов.
  5. Привлечение родителей к участию в социально-общественных мероприятиях (конкурсов, соревнований, встреч и т.д.).

Закономерности и принципы планирования воспитательной работы

План воспитательной работы с семьями учащихся строится на основании общепринятых закономерностей и с опорой на принципы организации воспитательной работы.

Закономерности планирования воспитательной работы с семьями учащихся:

  1. Воспитание ребенка возможно только при его активном взаимодействии с окружающей социальной средой. Любая воспитательная задача должна быть реализована только через осуществление ребенком какой-либо деятельности. Только в этом случае можно достичь высоких результатов в воспитании.
  2. Соблюдение единства процессов обучения и воспитания. Необходимо помнить, что развитие ребенка осуществляется через усвоение им новой информации, получении новых знаний, умений и навыков, все это требует расширения деятельности и общения ребенка. А через деятельность, как известно, происходит его воспитание.
  3. Успешность воспитательного воздействия во многом зависит от целостности влияния на ребенка воспитательного воздействия различных социальных институтов.

Исходя из закономерностей планирования воспитательной работы, определяются принципы ее организации:

  • Принцип личностного подхода, предусматривающий уважительное отношение к каждому участнику педагогического процесса, в том числе и к родителям.
  • Принцип педагогической целесообразности – разумное вмешательство в самовыражение личности ребенка.
  • Принцип природосообразности – воспитание основанное на природных возможностях и потребностях ребенка.
  • Принцип культуросообразности – соблюдение национальных особенностей и культуры воспитательного процесса.
  • Принцип событийности – воспитание на положительных эмоциях.
  • Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагога, учащихся и родителей.
  • Принцип социальной адекватности воспитания – создание благоприятных психологических условий.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot