Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание социальной активности детей в дополнительном образовании

Содержание воспитательного процесса в системе дополнительного образования по развитию социальной активности учащихся

Определение 1

Социальная активность – это изменение условий окружающего пространства, нацеленное на удовлетворение собственных интересов и потребностей и всестороннее развитие личности.

Социальная активность является необходимым условием социальной жизнедеятельности. От ее развития зависит успешность воспитательного процесса и успешность социального развития личности воспитанника.

Воспитание в системе дополнительного образования имеет свои особенности. Они заключаются в том, что оно ориентировано не только на всесторонне развитие личности ребенка, а и на выработку его отношения к окружающему миру, определение своего местоположения и роли в нем.

Процесс обучения в системе дополнительного образования ориентирован на удовлетворение потребностей личности в разных сферах и направлениях деятельности. В ходе данного обучения ребенок усваивает опыт социальной жизнедеятельности, получает навыки в различных областях общественной деятельности, осваивает азы социальных отношений. Все это способствует личностному развитию учащихся и формированию их социальной активности.

Содержание воспитательного процесса любой образовательной организации определяется целевым назначением воспитательной работы. При ориентации деятельности учреждения дополнительного образования на развитие социальной активности детей его содержание включает в себя следующие направления воспитательной деятельности:

  • Воспитание патриотических качеств личности и формирование гражданской ответственности;
  • Воспитание основ толерантности;
  • Воспитание нравственных ориентиров деятельности личности;
  • Развитие целостного восприятия мироустройства;
  • Воспитание основ мировоззрения;
  • Воспитание общекультурных основ развития социального взаимодействия;
  • Раскрытие творческого потенциала личности учащегося;
  • Воспитание навыков самообразования и потребности к самореализации;
  • Усвоение основ положительного социального взаимодействия.
«Воспитание социальной активности детей в дополнительном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание воспитания у детей социальной активности реализуется в системе дополнительного образования посредством вариативности образовательных программ и занятий по разным направлениям деятельности. Ребенок имеет право выбора своей образовательной программы, темпа ее освоения, сложности ее содержания. Это позволяет удовлетворить его потребности и интересы, активизируя его социальную деятельность.

Организация процесса развития социальной активности детей в системе дополнительного образования

Воспитательная деятельность по формированию социальной активности детей в дополнительном образовании представляет собой системный процесс: он состоит из нескольких взаимосвязанных направлений деятельности, функционирование которых оказывается неэффективным при их обособлении т.е. они приносят воспитательный эффект только во взаимосвязи и взаимодействии.

При организации воспитательного процесса в системе дополнительного образования, ориентированного на развитие социальной активности учащихся осуществляется формирование следующих направлений деятельности:

  1. Формирование системы знаний о человеке, природе и обществе. Чтобы ребенок имел представления о социальной среде, он должен ознакомиться со всеми ее компонентами, участниками социального взаимодействия и связи с иными процессами мира.
  2. Формирование навыков социального взаимодействия.
  3. Формирование опыта построения взаимоотношений в различных видах и направлениях социальной деятельности.
  4. Формирование адекватной самооценки. Учащийся должен уметь оценивать себя и свою роль в социальной жизнедеятельности, уметь выделять приоритетные направления в своем развитии, видеть отрицательные стороны и корректировать их.

Социальная активность растет и развивается вместе с ростом и развитием личности. Если ребенок развивается в социальном пространстве, реализует разнообразные социальные функции, выполняет социальные поручения, то происходит формирование опыта социальной деятельности, который ведет к развитию социальной активности ребенка.

Образовательные программы системы дополнительного обучения ориентированы на формирование у учащихся активной жизненной позиции и успешного прохождения процесса социальной адаптации.

Развитие социальной активности учащихся дополнительного образования, часто, реализуется через включение их в добровольческую деятельность. Для этого организуется тщательная подготовка к данной деятельности. Также, она должна носить систематический характер. А для мотивации детей к выполнению социальных поручений должны быть применены специальные средства и методы.

Этапы организации воспитательных мероприятий по развитию социальной активности детей

В ходе построения воспитательного процесса, ориентированного на формирование социальной активности учащихся системы дополнительного образования, осуществляется поэтапная работа.

Основными этапами развития системы воспитания, ориентированной на формирование социальной активности детей, являются:

  1. Подготовительный этап. На данной стадии происходит проектирование воспитательного процесса и основных направлений воспитательной деятельности. Здесь же, подбирается методическая литература, педагогический опыт данного направления деятельности, осуществляется поиск научных данных по организации воспитательного процесса, направленного на социальное развитие личности.
  2. Этап поисковой деятельности. Он предполагает определение путей развития воспитательной деятельности, выбор методов и технологий организации воспитательной работы, построение развивающей деятельности в досуговой сфере и социально-развивающего пространства в учреждении дополнительного образования.
  3. Проведение экспериментального исследования. На данном этапе проводится исследование воспитательной работы, ее внедрение в педагогическую практику в виде эксперимента.
  4. Внесение корректировок в проекты воспитательной деятельности. Эта стадия предполагает исправление избранных методов и средств воспитательной работы, направлений деятельности, исходя из данных экспериментальной деятельности.
  5. Этап реализации воспитательной работы, с учетом внесенных корректировок в ее проект.
Дата последнего обновления статьи: 23.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot