Содержание воспитательного процесса в системе дополнительного образования по развитию социальной активности учащихся
Социальная активность – это изменение условий окружающего пространства, нацеленное на удовлетворение собственных интересов и потребностей и всестороннее развитие личности.
Социальная активность является необходимым условием социальной жизнедеятельности. От ее развития зависит успешность воспитательного процесса и успешность социального развития личности воспитанника.
Воспитание в системе дополнительного образования имеет свои особенности. Они заключаются в том, что оно ориентировано не только на всесторонне развитие личности ребенка, а и на выработку его отношения к окружающему миру, определение своего местоположения и роли в нем.
Процесс обучения в системе дополнительного образования ориентирован на удовлетворение потребностей личности в разных сферах и направлениях деятельности. В ходе данного обучения ребенок усваивает опыт социальной жизнедеятельности, получает навыки в различных областях общественной деятельности, осваивает азы социальных отношений. Все это способствует личностному развитию учащихся и формированию их социальной активности.
Содержание воспитательного процесса любой образовательной организации определяется целевым назначением воспитательной работы. При ориентации деятельности учреждения дополнительного образования на развитие социальной активности детей его содержание включает в себя следующие направления воспитательной деятельности:
- Воспитание патриотических качеств личности и формирование гражданской ответственности;
- Воспитание основ толерантности;
- Воспитание нравственных ориентиров деятельности личности;
- Развитие целостного восприятия мироустройства;
- Воспитание основ мировоззрения;
- Воспитание общекультурных основ развития социального взаимодействия;
- Раскрытие творческого потенциала личности учащегося;
- Воспитание навыков самообразования и потребности к самореализации;
- Усвоение основ положительного социального взаимодействия.
Содержание воспитания у детей социальной активности реализуется в системе дополнительного образования посредством вариативности образовательных программ и занятий по разным направлениям деятельности. Ребенок имеет право выбора своей образовательной программы, темпа ее освоения, сложности ее содержания. Это позволяет удовлетворить его потребности и интересы, активизируя его социальную деятельность.
Организация процесса развития социальной активности детей в системе дополнительного образования
Воспитательная деятельность по формированию социальной активности детей в дополнительном образовании представляет собой системный процесс: он состоит из нескольких взаимосвязанных направлений деятельности, функционирование которых оказывается неэффективным при их обособлении т.е. они приносят воспитательный эффект только во взаимосвязи и взаимодействии.
При организации воспитательного процесса в системе дополнительного образования, ориентированного на развитие социальной активности учащихся осуществляется формирование следующих направлений деятельности:
- Формирование системы знаний о человеке, природе и обществе. Чтобы ребенок имел представления о социальной среде, он должен ознакомиться со всеми ее компонентами, участниками социального взаимодействия и связи с иными процессами мира.
- Формирование навыков социального взаимодействия.
- Формирование опыта построения взаимоотношений в различных видах и направлениях социальной деятельности.
- Формирование адекватной самооценки. Учащийся должен уметь оценивать себя и свою роль в социальной жизнедеятельности, уметь выделять приоритетные направления в своем развитии, видеть отрицательные стороны и корректировать их.
Социальная активность растет и развивается вместе с ростом и развитием личности. Если ребенок развивается в социальном пространстве, реализует разнообразные социальные функции, выполняет социальные поручения, то происходит формирование опыта социальной деятельности, который ведет к развитию социальной активности ребенка.
Образовательные программы системы дополнительного обучения ориентированы на формирование у учащихся активной жизненной позиции и успешного прохождения процесса социальной адаптации.
Развитие социальной активности учащихся дополнительного образования, часто, реализуется через включение их в добровольческую деятельность. Для этого организуется тщательная подготовка к данной деятельности. Также, она должна носить систематический характер. А для мотивации детей к выполнению социальных поручений должны быть применены специальные средства и методы.
Этапы организации воспитательных мероприятий по развитию социальной активности детей
В ходе построения воспитательного процесса, ориентированного на формирование социальной активности учащихся системы дополнительного образования, осуществляется поэтапная работа.
Основными этапами развития системы воспитания, ориентированной на формирование социальной активности детей, являются:
- Подготовительный этап. На данной стадии происходит проектирование воспитательного процесса и основных направлений воспитательной деятельности. Здесь же, подбирается методическая литература, педагогический опыт данного направления деятельности, осуществляется поиск научных данных по организации воспитательного процесса, направленного на социальное развитие личности.
- Этап поисковой деятельности. Он предполагает определение путей развития воспитательной деятельности, выбор методов и технологий организации воспитательной работы, построение развивающей деятельности в досуговой сфере и социально-развивающего пространства в учреждении дополнительного образования.
- Проведение экспериментального исследования. На данном этапе проводится исследование воспитательной работы, ее внедрение в педагогическую практику в виде эксперимента.
- Внесение корректировок в проекты воспитательной деятельности. Эта стадия предполагает исправление избранных методов и средств воспитательной работы, направлений деятельности, исходя из данных экспериментальной деятельности.
- Этап реализации воспитательной работы, с учетом внесенных корректировок в ее проект.