Понятие, объект и предмет военной педагогики
Военная педагогика – это отрасль педагогических знаний, которая занимается изучением закономерностей процессов, обучения и воспитания военнослужащих и их подготовки для успешного ведения военно-профессиональной деятельности.
Иными словами, это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава ВС, а также о подготовке подразделений к успешной реализации воинской деятельности.
Объект военной педагогики – военнослужащие и воинские коллективы.
Предмет – военно-педагогический целостный процесс и непосредственные педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовка военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.
Специфической чертой военной педагогики является то, что с первых дней службы или обучения в военном вузе, военнослужащие не просто обучаются и готовятся как военные специалисты, но и решают реальные учебные, служебные и боевые задачи. При этом в качестве субъекта педагогического воздействия и взаимодействия рассматриваются преимущественно взрослые люди, старше 18 лет, имеющие сформированные взгляды, мировоззрение и личностные качества.
Военную педагогику отличает непосредственная включенность объектов и субъектов воспитания, обучения, образования, подготовки к реальной профессиональной деятельности, предполагающей решение ответственных задач, для которых необходимо наличие высоких морально-психологических качеств, готовность, способность и выучка действовать в сложных обстоятельствах, включая риск для жизни и здоровья.
С позиции структуры, военная педагогика состоит из методологии военной педагогики, истории военной педагогики, теории обучения, то есть военной дидактики, теории воспитания военнослужащих, педагогики высшей военной школы, частных методик боевой подготовки и некоторых других разделов.
Содержание военной педагогики
Военная педагогика, наука, представлена следующим содержанием:
- фактами, полученными в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
- научными обобщениями, выраженными категориями, закономерностями, принципами, концепциями военной педагогики;
- гипотезами, которым нужна практическая проверка;
- методикой исследования военно-педагогической реальности;
- системой нравственных ценностей военной службы.
Военная педагогика имеет тесные взаимосвязи с другими науками. Данные, полученные гуманитарными и социальными науками, дают возможность получить целостное представление о людях и коллективе в качестве объекта и субъекта воздействия и взаимодействия.
Информацию о биологической сущности человека предоставляет изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний дает возможности моделирования военно-педагогического процесса и его элементов.
Военная педагогика как научная отрасль оперирует рядом специфических категорий, основными из которых являются:
- военно-педагогический процесс является целенаправленной, организованной системой учебно-воспитательной работы командиров, штабов, специалистов воспитательной структуры, общественных организаций, направленных на подготовку воинов и воинских коллективов к действиям по прямому предназначению;
- воспитание военнослужащих является процессом и результатом целенаправленного воздействия на процесс личностного развития военнослужащих, их качеств, отношений, взглядов, убеждений и поведенческих моделей;
- обучение военнослужащих – целенаправленная деятельность по взаимодействию командиров и подчиненных, направленная на формирование знаний, навыков и умений учеников;
- развитие военнослужащих – предполагает накопление количественных и качественных изменений, функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической и профессиональной деятельности военнослужащих и их соответствующих качеств;
- психологическая подготовка военнослужащих – процесс формирования психической устойчивости и готовности военнослужащих выполнять военно-профессиональную деятельность;
- образование военнослужащих – является процессом и результатом овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных умений и навыков, формирования необходимого объема личностных качеств с целью успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.
Помимо обозначенных выше категорий, в военной педагогике используют еще ряд категорий, например, профессионально-педагогической культуры офицера, самовоспитания, самообразования военнослужащих и пр.
Выполнение офицерами служебных обязанностей тесно связано с реализацией серии педагогических функций.
В первую очередь, офицеры занимаются обучением, готовят подчиненных, совершенствуют собственное воинское мастерство и боевую выучку. Так как офицер – непосредственный начальник для своих подчиненных, он несет ответственность за их воспитание, формирование у них важных качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие интеллектуальных качеств и физической выносливости. Помимо этого, офицеры занимаются обучением прапорщиков и сержантов практике обучения и воспитания подчиненных, организацией и направлением их педагогической деятельности.
Данные положения закрепляют соответствующие статьи Устава внутренней службы ВС РФ, и они обязательны к выполнению в повседневной деятельности.
На эффективность военно-профессиональной деятельности в значительной степени оказывает влияние наличие у офицера знаний, навыков и умений по военной педагогике.