Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Военная педагогика

Понятие, объект и предмет военной педагогики

Определение 1

Военная педагогика – это отрасль педагогических знаний, которая занимается изучением закономерностей процессов, обучения и воспитания военнослужащих и их подготовки для успешного ведения военно-профессиональной деятельности.

Иными словами, это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава ВС, а также о подготовке подразделений к успешной реализации воинской деятельности.

Объект военной педагогики – военнослужащие и воинские коллективы.

Предмет – военно-педагогический целостный процесс и непосредственные педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовка военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Специфической чертой военной педагогики является то, что с первых дней службы или обучения в военном вузе, военнослужащие не просто обучаются и готовятся как военные специалисты, но и решают реальные учебные, служебные и боевые задачи. При этом в качестве субъекта педагогического воздействия и взаимодействия рассматриваются преимущественно взрослые люди, старше 18 лет, имеющие сформированные взгляды, мировоззрение и личностные качества.

Военную педагогику отличает непосредственная включенность объектов и субъектов воспитания, обучения, образования, подготовки к реальной профессиональной деятельности, предполагающей решение ответственных задач, для которых необходимо наличие высоких морально-психологических качеств, готовность, способность и выучка действовать в сложных обстоятельствах, включая риск для жизни и здоровья.

С позиции структуры, военная педагогика состоит из методологии военной педагогики, истории военной педагогики, теории обучения, то есть военной дидактики, теории воспитания военнослужащих, педагогики высшей военной школы, частных методик боевой подготовки и некоторых других разделов.

«Военная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание военной педагогики

Военная педагогика, наука, представлена следующим содержанием:

  • фактами, полученными в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
  • научными обобщениями, выраженными категориями, закономерностями, принципами, концепциями военной педагогики;
  • гипотезами, которым нужна практическая проверка;
  • методикой исследования военно-педагогической реальности;
  • системой нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика имеет тесные взаимосвязи с другими науками. Данные, полученные гуманитарными и социальными науками, дают возможность получить целостное представление о людях и коллективе в качестве объекта и субъекта воздействия и взаимодействия.

Информацию о биологической сущности человека предоставляет изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний дает возможности моделирования военно-педагогического процесса и его элементов.

Военная педагогика как научная отрасль оперирует рядом специфических категорий, основными из которых являются:

  • военно-педагогический процесс является целенаправленной, организованной системой учебно-воспитательной работы командиров, штабов, специалистов воспитательной структуры, общественных организаций, направленных на подготовку воинов и воинских коллективов к действиям по прямому предназначению;
  • воспитание военнослужащих является процессом и результатом целенаправленного воздействия на процесс личностного развития военнослужащих, их качеств, отношений, взглядов, убеждений и поведенческих моделей;
  • обучение военнослужащих – целенаправленная деятельность по взаимодействию командиров и подчиненных, направленная на формирование знаний, навыков и умений учеников;
  • развитие военнослужащих – предполагает накопление количественных и качественных изменений, функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической и профессиональной деятельности военнослужащих и их соответствующих качеств;
  • психологическая подготовка военнослужащих – процесс формирования психической устойчивости и готовности военнослужащих выполнять военно-профессиональную деятельность;
  • образование военнослужащих – является процессом и результатом овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных умений и навыков, формирования необходимого объема личностных качеств с целью успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Помимо обозначенных выше категорий, в военной педагогике используют еще ряд категорий, например, профессионально-педагогической культуры офицера, самовоспитания, самообразования военнослужащих и пр.

Выполнение офицерами служебных обязанностей тесно связано с реализацией серии педагогических функций.

В первую очередь, офицеры занимаются обучением, готовят подчиненных, совершенствуют собственное воинское мастерство и боевую выучку. Так как офицер – непосредственный начальник для своих подчиненных, он несет ответственность за их воспитание, формирование у них важных качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие интеллектуальных качеств и физической выносливости. Помимо этого, офицеры занимаются обучением прапорщиков и сержантов практике обучения и воспитания подчиненных, организацией и направлением их педагогической деятельности.

Данные положения закрепляют соответствующие статьи Устава внутренней службы ВС РФ, и они обязательны к выполнению в повседневной деятельности.

На эффективность военно-профессиональной деятельности в значительной степени оказывает влияние наличие у офицера знаний, навыков и умений по военной педагогике.

Дата последнего обновления статьи: 13.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot