Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные этапы развития педагогики

Определение 1

Педагогика – это наука, занимающаяся изучением процессов воспитания и обучения, развития личности, закономерностей этих процессов, а также разработкой основ организации педагогического процесса, методов и технологий обучения и воспитания.

Педагогика изучает целостный педагогический процесс, составными компонентами которого являются процессы образования и воспитания. На необходима для того, чтобы дать практические рекомендации по эффективному развитию подрастающего поколения, его социальному становлению и усвоению социального опыта предыдущих поколений.

Как наука, педагогика утвердилась не сразу. Она прошла несколько стадий в своем развитии и утверждении в качестве научного знания.

Экспериментальный этап становления педагогики

Этот этап является периодом донаучного развития педагогической мысли. В это время, педагогика еще не рассматривалась в качестве научного знания, а была только способом реализации практики воспитания и обучения подрастающего поколения.

В этот период происходит накопление опыта реализации воспитательной деятельности. Она становится частью жизнедеятельности ребенка, т.е. воспитание реализуется в ходе выполнения им различных трудовых операций, участии в жизненных процессах семьи и общества, выполнении бытовых обязанностей.

На данном этапе развития педагогики можно выделить несколько периодов ее формирования и приобретения ею разной функциональной роли. К ним относятся:

  1. Первобытнообщинный строй. Воспитание в этот период основывалось на приобретении навыков жизнедеятельности: опыт охоты, земледелия, скотоводства. Жизнь людей этого периода было тесно сопряжена с природными процессами. Поэтому, она не имела научного обоснования. Воспитание было способом ознакомления ребенка с природой и ее процессами и было ориентировано на усвоение истории своего народа и получения навыков практической деятельности для дальнейшего развития своего рода.
  2. Античная Греция. В период античности, Греция была ориентирована на непрерывные военные действия, связанные с захватом новых территорий и защитой от врагов. Поэтому, воспитание было ориентировано на подготовку воинов. Этому уделялось огромное внимание. Мальчиков обучали навыкам счета и письма и ведению военных действий, а девочки воспитывались в качестве хранительниц домашнего очага. Немного позднее, в Афинах зародилась мысль о необходимости разностороннего воспитания подрастающего поколения. Стали появляться первые школы, в которых изучалась философия, литература, основы управленческой деятельности. Но они было доступны только состоятельным сословиям.
  3. Древний Рим. В Древнем Риме образование было реализовано в семейных условиях, т.е. на дом приглашались педагоги, которые обучали мальчиков разным наукам, а девочки обучались матерью или няней ведению домашнего хозяйства, рукоделию, музыке, танцам. Такое образование могли себе позволить только состоятельные граждане. Были открыты частные школы, грамматической ориентации. Но обучение в них, также, было платным. Поэтому крестьянам оно было недоступно.
«Основные этапы развития педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие педагогики в качестве научного знания

На данном этапе начинает зарождаться научная педагогическая мысль, формируются дидактические принципы обучения и воспитания, зарождаются основы народного образования.

В этот период, развитие педагогической научной мысли происходило в несколько периодов:

  1. Эпоха Средневековья. В это время обучение и воспитание приобретает религиозный характер. В этой связи, оно теряет научную ориентацию и светский характер. Школы открываются при монастырях и церквях и, основное внимание в образовательной программе уделяется освоению религиозных канонов.
  2. Эпоха Возрождения. В этот период происходит активное развитие всех научных направлений, искусства и культуры. Процесс обучения и воспитания приобретает гуманистическую направленность. Активно выдвигаются идеи гуманизма в образовании, проявляющиеся постановке личности ребенка на приоритетную позицию в воспитательном процессе и его ориентации на всестороннее развитие ребенка.
  3. Утверждение научной педагогической системы. Это происходит в XVII веке. Основоположником научной педагогики становится Я.А. Коменский, который вводит понятие педагогики и утверждает ее принадлежность к научному знанию. Его исследования затрагивают вопросы основ организации образовательной и воспитательной деятельности и разрабатывает классно-урочную систему обучения.
  4. Эпоха Просвещения. В этот период, педагогическая мысль развивается в связи с природным началом человека. Это означает, что воспитание и обучение реализуется, исходя из природных особенностей и задатков личности, и не мешает ее естественному развитию.
  5. Зарождение народной педагогики. Данная идея была предложена К.Д. Ушинским, который считал, что воспитание и обучение должно быть связано с народной культурой и традициями и реализовываться в трудовой деятельности. При этом, в трудах большинства ученых-педагогов, прослеживается активная позиция учащегося в учебно-воспитательном процессе.

Становление педагогической мысли в XX столетии

Это период является стадией интенсивного развития педагогики. Появляется множество теорией обучения и воспитания, разрабатываются подходы к развитию детей в новых социально-экономических реалиях. Она становится теоретическим фундаментом и практической основой образовательной деятельности.

На данной стадии развития педагогики можно выделить несколько основных периодов:

  1. Утверждение принципов и закономерностей образовательного процесса и зарождение идей прогрессивного обучения.
  2. Зарождение дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика выделяется в отдельную отрасль и становится самостоятельным научным знанием. Она исследует процесс развития ребенка дошкольного возраста и разрабатывает основы реализации воспитательного процесса. Развиваются идеи коллективного воспитания и развивающего обучения.
  3. Зарождение идей педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения. Это происходит в конце XX столетия, когда основные идеи педагогики сводятся к постановки личности ребенка на приоритетную позицию, в которой он выступает субъектом образовательного процесса. Общечеловеческие ценности становятся основой образовательной деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot