Значимость внедрения образовательных технологий в образовательный процесс
Образовательные технологии – это совокупность методов, средств и приемов, представляющих собой функционирующую систему, направленную на повышение эффективности образовательного процесса и качества получаемых научных знаний.
Функциональность образовательных технологий проявляется в следующих сферах:
- Научно-исследовательская сфера – технологии направлены на разработку и создание новых концепций и моделей обучения, принципов их эффективного построения и выявления условий успешного функционирования.
- Педагогическая практика – технологии направлены на реализацию образовательных концепций, основных принципов их построения, с целью выявления наиболее эффективных условий функционирования.
Основным механизмом развития и последующего функционирования образовательных технологий являются активная деятельность педагога и учащихся, направленная на решение конкретных образовательных целей.
В настоящее время необходимость внедрения образовательных технологий в образовательный процесс во многом обусловлена низкими показателями успеваемости среди учащихся (по результатам ОГЭ и ЕГЭ), а также переходом на новые стандарты обучения. Современное российское образование переходит на европейские стандарты, что естественно требует и внедрения новых, более совершенных методов и способов обучения. Данные требования в полной мере могут быть удовлетворены посредством внедрения в образовательный процесс современным образовательных технологий.
Образовательная технология в рамках образовательного процесса рассматривается с двух точек зрения. С одной стороны – это совокупность специально подобранных педагогом методов, средств и приёмов, которые направлены на эффективную подачу учебной информации с целью успешного усвоения учащимися. С другой стороны – это наука, которая рассматривает способы воздействия педагога на учащегося посредством использования разнообразных информационных и технических средств.
Все методы и средства обучения, в рамках образовательной технологии находятся в тесной взаимообусловленности и взаимосвязи друг с другом.
Таким образом, любая образовательная технология – это система, включающая в себя следующие структурные составляющие: цель обучения, содержание, средства, организацию учебного процесса, участников процесса (педагог и учащиеся), итоговые результаты.
Современная педагогическая наука и практика имеют достаточно обширный арсенал образовательных технологий, которые показали свою эффективность при внедрении в образовательный процесс. Задача педагога заключается только лишь в том, чтобы подобрать наиболее оптимальную технологию, которая покажет высокие результаты при внедрении в образовательный процесс. При необходимости допустимо адаптировать технологию под конкретные условия.
Процесс внедрения образовательной технологии в образовательный процесс требует от педагога ее тщательного изучения и последующего соблюдения ряда условий:
- Особенности и специфика технологии, уровень ее изученность и применения.
- Место и роль каждой конкретной технологии в воспитании и обучении.
- Совместимость уровня способностей учащихся и их познавательной активности с внедряемой технологией.
- Наполнение технологии (содержание).
- Соотношение предлагаемого в учебнике содержания учебного материала с тем «минимаксом», который является необходимым для достижения достаточного уровня знаний и умений.
- Значимость поставленных целей и задач учебного занятия.
- Соотношение количества самостоятельной и коллективной работы в процессе урока.
- Наличие связи между содержанием всех учебных занятий в рамках технологии.
- Разнообразие типов и форм уроков в образовательной технологии.
- Оптимальность набора методов, средств и приемов обучения, которые являются характерными для выбранной технологии.
Таким образом, все указанные элементы технологии являются основой для выбора наиболее оптимальной и успешной образовательной технологии.
Этапы внедрения образовательных технологий в образовательный процесс
Процесс внедрения образовательной технологии в образовательный процесс предусматривает наличие обязательных этапов:
Организационно-подготовительный этап. На данном этапе предполагается:
- наличие инициатора или же инициативной группы, которые желают внедрить образовательные технологии в современный образовательный процесс;
- осуществление работы по изучению теоретической сущности вопроса и реальной практики его решения в образовательных учреждениях;
- подготовка всей необходимой документации для внедрения технологии.
Ознакомительный этап, включает в себя выполнение следующих работ:
- детальное изучение технологии, используемых в ней методов и приемов работы с учащимися;
- ознакомление с опытом внедрения технологии в образовательный процесс, возможные проблемы ее организации, нюансы и особенности;
- написание планов предстоящей образовательной технологии в рамках предстоящего внедрения. Данная работа предусматривает процесс самообразования педагога, составление плана работы над технологией;
- указание сроков проведения технологии, в зависимости от класса, темы, наличия необходимых средств, методического и технического оснащения и т.д.
Исполнительский этап – внедрение технологии в образовательный процесс, апробация технологии на учебных занятиях, внеклассной и внеурочной работе.
Контрольный этап – посещение учебных занятий других педагогов, внедряющих аналогичную технологию в образовательный процесс, сравнение полученные результатов, их анализ.
Итоговый этап – подведение итогов внедрения технологии, определение и анализ полученных результатов, фиксация изменения, коррекция с учетом особенностей работы образовательной организации и педагога
Обобщение собственного опыта – соотнесение тех результатов, которые были получены по итогам внедрения технологии в образовательный процесс, с теми, которые предполагалось получить. Определение уровня достижения образовательной цели.