Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние стиля общения педагога с детьми на развитие речи дошкольников

Стили педагогического общения

Определение 1

Стиль педагогического общения – это способ организации взаимоотношений и построения коммуникативных связей между педагогом и учащимися.

Стиль педагогического общения отражает определенное сочетание способов, приемов, средств реализации педагогического процесса, ориентированных на достижение целей и задач образования.

Каждый педагог является индивидуальностью, а потому, имеет свой конкретный стиль деятельности и стиль общения с учащимися. От стиля педагога зависит успешность реализации учебно-воспитательного процесса.

Стиль педагогического общения является важной составляющей личности педагога. Именно личности, потому, что стиль отражает свойства личности педагога, черты его характера, уровень интеллектуального развития, наличие педагогического мастерства и профессионализм. Посредством стиля общения, педагог демонстрирует учащимся свои коммуникативные навыки и желание строить взаимодействие с детским коллективом. Если дети видят положительный настрой педагога, чувствуют его стремление к установлению с детьми сотруднических, дружественных взаимоотношений, то и сами будут ориентироваться на построение ответных положительных взаимоотношений.

Каждый стиль общения педагога предполагает построение определенной структуры общения с детьми, поэтому, стиль оказывает воздействие на развитие речи детей дошкольного возраста.

Педагогом может быть использован один из следующих стилей общения:

  • Авторитарный стиль. Такой стиль общения не предполагает развитие социальных контактов ребенка, навыков социального взаимодействия, межличностного контактирования. Более того, он не ориентирован на проявление инициативы ребенка и выражения своего мнения. Поэтому, развитию речи он не способствует.
  • Либеральный стиль. Этот стиль общения можно охарактеризовать, как попустительский. Педагог дает детям полную свободу, не интересуясь их развитием и его итогами. В общении педагога прослеживается равнодушие: педагог не вмешивается в проблемы детей, не стремится установить с ними положительные контакты, не оказывает помощи и поддержки.
  • Демократический стиль. Именно этот стиль общения ориентирован на построение системы общения и взаимодействия в коллективе. Каждый ребенок привлекается к общению, выражению своего мнения. Это формирует умение строить коммуникативные связи, общаться, слушать и слышать своего собеседника, строить бесконфликтные диалоги. Естественно, что это помогает в развитии четкой и правильной речи дошкольника.
«Влияние стиля общения педагога с детьми на развитие речи дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Влияние стиля общения воспитателя на культуру речи детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Влияние стиля общения воспитателя на культуру речи детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как показывает статистика, в реальной педагогической практике, крайне редко, используется один стиль общения в чистом виде. Как правило, имеет место комплексное использование стилей общения т.е. смешанное общение. Хорошо, если педагог использует максимально полезные параметры каждого стиля и ориентируется на реализацию демократических принципов педагогического взаимодействия.

Каждый стиль педагогического общения имеет определенную структуру общения.

Учебно-дисциплинарное взаимодействие с детьми

Такое взаимодействие характерно для авторитарного стиля общения. Но его отдельные параметры, часто, используются педагогами и при иных стилях общения.

Учебно-дисциплинарные отношения между педагогом и учащимися строятся на основе установления тоталитарного контроля педагога над деятельностью ребенка. Ему не предоставляется права выбора и свобода в выражении своего мнения. Педагог занимает авторитетную позицию в общении и не допускает, чтобы учащийся взял верх в противостоянии. Любые противоречия, возникающие при общении между педагогом и учащимся устраняются посредством принуждения. Оно не всегда бывает явным, а, чаще всего, достигается за счет безусловного авторитета и признания правоты педагога, как непоколебимой истины.

При общении с детьми дошкольного возраста, такая система взаимодействия приводит к тому, что ребенок не стремится к развитию своей речи, поскольку проявить инициативность и выражать свое мнение ему все равно не дадут. Напротив, он может закрыться, замкнуться в себе.

Замечание 1

Полноценное использование учебно-дисциплинарного взаимодействия с детьми не дает положительных результатов в речевом развитии ребенка.

Взаимодействие по принципу «невмешательства»

Если педагог строит взаимоотношения с детьми на основе «невмешательства», то его общение с ними реализуется на основе равнодушия, раздражительности и неприятия детей. Он отстраняется от них, давая им полную свободу и говоря: «Делайте, что хотите, только оставьте меня в покое».

Педагог устанавливает такое взаимодействие, когда желает уйти от проблем и ответственности. Он не хочет конфликтовать с ребенком, поскольку конфликты будут неизбежны при построении взаимоотношений с детским коллективом. Но он и не помогает детям в решении их проблем. Ребенок оказывается предоставленным сам себе. Он развивается, как может. Во взаимодействии между педагогом и дошкольником приоритетная позиция отводится ребенку. Педагог является пассивным. Он стремиться исполнять желания детей и адаптироваться к их потребностям.

При «невмешательстве» педагога происходит спонтанное развитие речи ребенка т.е. речь развивается сама по себе. Ее коррекцией никто не занимается. Система взаимоотношений в коллективе формируется, также, сама по себе.

Личностно-ориентированная структура взаимодействия

При таком взаимодействии, педагог выстраивает свое общение, занимая позицию субъекта общения и предоставляя ребенку такую же позицию.

Во взаимодействии используется индивидуальный подход к каждому ребенку и его особенностям. Для речевого развития ребенка, такое взаимодействие является наиболее оптимальным. Оно помогает каждому дошкольнику занять активную коммуникативную позицию, преодолеть трудности речевого взаимодействия.

Тактика общения педагога с детьми строится по следующим принципам:

  1. Сотрудничество.
  2. Понимание.
  3. Принятие ребенка.
  4. Гибкость общения.
  5. Ориентация на интересы и потребности ребенка.
  6. Эмоциональная связь.
  7. Равноправие.

Ребенок чувствует себя психологически комфортно и эмоционально защищенным при данном взаимодействии. Поэтому, его речь активно развивается и наполняется новым содержанием.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot