Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у старших дошкольников

Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании старших дошкольников

Определение 1

Гендерное воспитание – это процесс развития у ребенка свойств личности и навыков социального поведения, отражающих характеристики его половой принадлежности.

Одним из эффективных методов развития положительных гендерных стереотипов является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет сформировать у ребенка положительную половую идентичность. В ходе выполнения определенных ролей игры, у ребенка закладываются представления о социальных ролях мужчины и женщины, поведении матери и отца, мальчика и девочки.

Использование сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании направлено на решение следующих задач воспитания личности ребенка:

  1. Развитие у ребенка внутреннего взгляда на свое «Я», изучение себя в качестве объекта переживания и исследования, развитие заинтересованности в своей личности, изучение ее характеристик;
  2. Развитие умения у детей восприятия своей индивидуальности, особенностей развития;
  3. Навыки построения поведения ребенком с учетом его восприятия окружающими;
  4. Позитивное восприятие дошкольником мира, его членов, своих родных и близких;
  5. Развитие умения чувствовать настроение окружающих, оценивать их поведение, исходя из половой принадлежности;
  6. Углубление знаний и представлений детей о разделении общества на мужчин и женщин, идентифицировать понятия «мальчик» и «девочка», развитие правильного реагирования на разницу полового развития;
  7. Заложение фундамента будущих социальных ролей ребенка, знакомство с семейными взаимоотношениями, ролями матери и отца, сына и дочери.

Игровая деятельность, особенно в виде сюжетного построения игр, позволяет реализовать гендерный подход в воспитательной деятельности дошкольного учреждения. Он реализуется путем организации познавательного процесса особым образом: для мальчиков акцент делается на визуальное восприятие информации, а для девочек – на слуховое. Кроме того, гендерный подход в воспитании, предполагает разное объяснение заданий или условий игры для мальчиков и девочек. Мальчики требуют объяснения только принципов выполнения того или иного задания, тогда как девочкам необходимо объяснить правило и дать детальное пояснение ходу выполнения.

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у старших дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Использование сюжетно-ролевых игр для развития гендерных представлений позволяет сформировать у мальчиков представления о их физическом развитии и силе, которая преобладает над физическими способностями девочек. Это обеспечивается за счет использования специальных игровых сюжетов, где необходимо показать свою физическую силу мальчика. Для девочек могут быть предусмотрены иные задания, ориентированные на демонстрацию их аккуратности, терпеливости, тщательного выполнения задания.

Естественно, что сюжетно-ролевые игры организуется разными способами. Предполагается обязательное устройство совместных игр, в которых могут участвовать представители обоих полов. Такие игры позволяет продемонстрировать детям равноправие полов и их возможностей в социальной среде.

Содержание и методика гендерного воспитания в сюжетно-ролевой игре

Организация сюжетно-ролевых игр, ориентированных на формирование гендерных представлений у дошкольников, должна проводиться с обязательным сопровождением этого процесса педагогом.

Игра должна быть организована так, чтобы обеспечить детям самостоятельность в своих действиях т.е. дети берут на себя роли и реализуют свои поло-ролевые представления при взаимодействии со сверстниками. Педагогу необходимо сопровождать игру детей. однако, это необходимо делать ненавязчиво. Возможно выполнение одной из ролей игры, в которой педагог демонстрирует определенное половое поведение в конкретной ситуации.

При сопровождении игры, педагогу необходимо соблюдать ряд требований, которые позволят сформировать положительные гендерные представления у детей. К таким требованиям относятся:

  1. Понимание педагогом задач, на которые ориентирована сюжетно-ролевая игра;
  2. Знание развивающих возможностей игровой деятельности и их ориентация на укрепление гендерных представлений;
  3. Занятие роли играющего и тренирующего. Воспитатель не должен занимать авторитарную позицию, порицать и наказывать детей в процессе воспитания гендерных представлений;
  4. Оказание детям помощи в выборе ролей игры, отвечающих их половой принадлежности, концентрация внимания на половых направлениях действий, ознакомление с выполнением определенной половой роли в социальной среде;
  5. Разноплановые группы при построении сюжетно-ролевой игры;
  6. Организация игры с постепенно усложняющимися правилами, при которой дети осваивают новые способы гендерного взаимодействия, новые гендерные роли;
  7. Атрибуты игры должны быть яркими и красочными, чтобы стимулировать детей к освоению образов правильного полового поведения в обществе;
  8. Достаточность игровых атрибутов и материала для успешной организации игры.

Ролевые сюжетные игры должны проводиться таким образом, чтобы дети первоначально освоили принятие конкретной роли и навыки осуществления ролевых действий, а затем можно расширять игровые действия таким образом, чтобы мальчики и девочки учились выполнять социальные функции.

Организация сюжетно-ролевых игр для гендерного развития старших дошкольников предполагает систематическое проведение подобных занятий, уход от шаблонов и комментариев педагога, сопровождающих какие-либо действия детей.

Требуется тщательный подход к выбору сюжета игры и ее ролей. Также, распределение ролей должно отвечать индивидуальным возможностям и способностям детей. игра должна вызывать интерес у ребенка, стимулировать его к выполнению той или иной роли. Для этого, воспитателю необходимо постоянно поддерживать эмоциональный настрой игры, вносить в нее разнообразие, путем применения современных методик воспитания и обучения. Для этого, воспитателю необходимо совершенствовать свои педагогические навыки, повышать уровень своей квалификации и педагогического мастерства.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot