Задача – это результат осознания субъектом определенной деятельности, поставленной цели, условий ее достижения, проблем, стоящих на пути ее решения.
Понятие и сущность педагогической задачи
В научной литературе понятие «задача» учеными и исследователями трактуется по-разному.
Так, академик А.Н. Леонтьев, определяет задачу как «конкретное действие, направленное на достижение определенной цели в определенных условиях».
В тоже время профессор О.К. Тихомиров считает, что задача «является целью осуществляющего действия, требующее для ее решения конкретных условий для эффективного её достижения».
По мнению Л.С. Рубинштейна «постановка и последующее решение задачи требует первоначального осуществление мыслительного процесса, направленного на осмысление той проблемной ситуации, которая потом будет выражена кратко в задаче. Мыслительная деятельность у человека начинается в тот момент, когда у него возникает потребность что-то понять. Проблемная ситуация, требующая понимания и разрешения вовлекает человека в мыслительный процесс, который направлен на постановку и разрешение определенной задачи. Исходя из этого определения, было выявлено такое понятие как «проблема задачи».
Проблема задачи – это результат осознания имеющегося противоречия между целью задач и неизвестными путями по достижению поставленной цели.
Педагогическая задача, как и любая другая задача, в общем, имеет две основные стороны:
- Первая сторона – это известное.
- Вторая сторона – это неизвестное, которое отвечает на конкретный вопрос, в зависимости от поставленной задачи (как? где? зачем? и т.д.).
Вопросы, касающиеся второй стороны задачи, направлены на выявление сущности явлений, фактов и процессов, необходимых для успешного решения задачи. Осмысление этого вопроса позволяет субъекту осознать, что дано и что необходимо найти, а также что следует сделать. Например, перед педагогом стоит цель – помочь учащемуся понять учебный материал. Исходными (известными) условиями задачи являются учащийся и учебный материал. Неизвестными – как правильно организовать учебный процесс, чтобы усвоение учебного материала было успешно. Решение задачи – это нахождение наиболее эффективного способа передачи учебной информации и оказание учащемуся педагогической помощи.
Решение педагогической задачи – это творческая речемыслительная или мыслительная деятельность, которой соответствует определенная практическая деятельность педагога и учащегося.
Зачастую решением педагогической задачи является оказание учащемуся помощи, которая заключается в переходе с одного уровня развития на другой, более высокий, например, не знал – стал знать. Лгал, врал – стал говорить правду.
Каждый педагог должен понимать, что достижение решения педагогической задачи во многом зависит от его профессиональных и личностных качеств.
Классификация задач в педагогике
В настоящее время в реальных педагогических ситуациях решается большое количество задач, направленных на совершенствование образовательного процесса. Многообразие задач представлено их разнообразным содержанием и формами проявления. Исходя из этого, представить все их не возможно. Поэтому характеристика задач с целью их систематизации дается в типизированном, обобщенном виде. Такого представления требует и научная педагогика.
Все педагогические задачи, основаны на конкретных практических ситуациях, являются задачами социально-педагогического управления и оказания необходимой помощи учащимися, посредством организации необходимой развивающей деятельности в рамках педагогической системы.
Выделяют следующие виды задач в педагогике:
Стратегические задачи – являются сверхзадачами, направленными на достижение конкретного педагогического идеала. Достижение данных задач требует длительного времени и приложения значительных сил.
Основные задачи стратегического направления:
- формирование мировоззрения;
- формирование устойчивой жизненной позиции;
- формирование основных знаний о закономерностях освоения учащимися окружающей объективной реальности;
- формирование принципов нравственности и морали.
Тактические задачи – направлены на формирование у учащихся конкретных устойчивых состояний и качеств.
Данный вид задач проявляется в умении педагога планировать собственную деятельность и деятельность учащихся, диагностировать уровень развития учащихся, прогнозировать изменения в различных педагогических системах (класс, секция, кружок и т.д.). Кроме того, стратегические задачи предусматривают управление воспитательно-образовательной деятельностью отдельных учащихся или коллектива учеников.
Оперативные задачи – являются элементами решения тактических задач.
Отличительной особенностью этого вида педагогических задач является то, что они требуют незамедлительного решения сразу после их возникновения. Достигается это посредством способности педагога теоретически обосновать и педагогически инструментировать собственные действия, использовать адекватные и рациональные методические приемы, оказывающие необходимое воздействий на учащихся.
Помимо указанных видов педагогических задач, предлагается еще одна классификация, в основе которой заложена структура этапов цикла педагогического управления. Первоосновой выступает учет психологической структуры действий учителя.
На основании этого подходы выделяют следующие виды задач, в зависимости от этапа:
- Педагогической диагностики
- Целепологания и педагогического проектирования
- Педагогического прогнозирования, планирования, конструирования и развития личности учащихся.
- Организация и корректировка практической педагогической деятельности, в соответствии с разработанным планом
- Анализа проделанной педагогической работы