Лекция – это последовательное, систематизированное и монологическое изложением педагогом (учителем, лектором) учебного материала, чаще всего теоретического характера.
Общая характеристика лекции
Лекция является одной из традиционных форм обучения в высшей школе, на ее основании формируются образовательные курсы по большинству учебных дисциплин. В общеобразовательной и профессиональной школе лекция может подменять собой отдельный урок, либо может быть использована как специфическая и необычная форма обучения. Использование лекции в данном случае выполняет функцию по подготовке учащихся высшей школе, а также как одного из основных средств самообразования.
Структурный каркас любой лекции включает следующие этапы:
- формулировка темы;
- сообщение плана работы;
- рекомендуемая литература для осуществления самостоятельной работы по теме лекции;
- работа с учебным материалом, в соответствии с планом.
К прочтению лекции предъявляется ряд требований, выполнение которых обеспечивает ее успешность:
- Излагаемая информация должна быть высокого научного уровня, иметь мировоззренческое значение для учащихся.
- Объем научной информации необходимо плотно и четко систематизировать и методически переработать до состояния учебного материала.
- Высказываемые лектором суждения должны быть аргументированы и иметь доказательную базу.
- В процессе лекции следует представлять достаточное количество подтверждающих фактов, документов и текстов.
- Ясное изложение мыслей, способствующее активизации мышления слушателей.
- Четкая постановка вопросов для самостоятельной работы по проблемам рассматриваемой темы.
- Осуществление анализа различных точек зрения на решение поставленных проблем по теме лекции.
- Особое выделение основных положения и мыслей по теме, формулирование выводов.
- Тщательное разъяснение каждого нового вводимого термина и названия.
- Скорость изложения учебного материала должна быть такой, чтобы предоставить учащимся возможность слушать, осмысливать и конспектировать информацию.
- Умение устанавливать эффективный педагогический контакт с учебной аудиторией.
- Использование для наглядности предоставляемого материала разнообразные дидактические и технические средства.
- Применение конспектов, блок-схем, графиков, таблиц и чертежей.
Методическая характеристика видов лекций
Лекции классифицируются по нескольким основаниям:
В зависимости от места в учебном (лекционном) курсе:
- Вводная лекция – дает первоначальное целостное представление об изучаемом учебном предмете или курсе, ориентирует учащегося в нем. Лектор озвучивает цели, задачи, содержание и план изучения учебного материала.
- Установочная лекция – дает установку на изучение курса, учащихся знакомят с объемом содержания, историей предмета, количеством лекций по разделам и темам, определяется основная изучаемая проблема.
- Обзорная лекция – систематизация научных и учебных знаний по изучаемому курсу на достаточно высоком научном уровне. Содержит стержень изучаемых теоретических положений.
- Текущая лекция – проводятся на протяжении всего изучения курса, лектор «дает» учащимся весь объем учебного материала, поделенный на отдельные самостоятельные темы.
- Заключительная лекция – подведение итогов по изученному курсу или разделу, определение обобщающих выводов.
В зависимости от частоты общения лектора с аудиторией учащихся:
- Разовая лекция – проводится в рамках одного учебного занятия по конкретной теме или проблеме.
- Тематическая лекция – может быть представлена несколькими лекциями, которые объединены между собой одной темой, которую необходимо изучить (рассмотреть, исследовать).
- Цикловая лекция – включает в себя цикл лекций, объединенных между собой одной темой и составляющей цикл тематических лекций.
В зависимости от проблемности изложения:
- Бинарная лекция – лекция читается двумя преподавателями, которые могут быть представителями разных научных школ или взглядов. Проводится для того, чтобы познакомить учащихся с разными точками зрения на одну ту же проблему.
- Лекция с заранее запланированными ошибками – рассчитана на стимулирование учащихся к контролю за излагаемым учебным материалом, на протяжении всей лекции. Целью лекции может быть поиск ошибок в содержании, методологии, орфографии, методике и т.д. В заключительной части лекции необходимо провести диагностику и анализ выявленных учащимися ошибок.
- Лекция-конференция – проводится в форме научно-практического занятия, имеющего конкретную проблему и систему докладов учащихся, на 5-10 минут каждый. Каждое выступление учащихся – это логично законченный текст, который подготовлен ими самостоятельно в рамках исследуемой темы или проблемы. Совокупность всех представленных докладов позволяет осветить тему всестороннее и с разных точек зрения. В конце лекции педагог подводит итоги выступлений и самостоятельной работы учащихся.
- Лекция-консультация – может проводиться по различным сценариям. Чаще всего используется форма проведения лекции по типу «вопрос – ответ», когда учащиеся задают вопросы, а лектор отвечает на них. Второй вариант лекции: «вопрос-ответ-дискуссия».
- Информационная лекция – представляет собой изложение и объяснение учащимся научной информации, которую им необходимо осмыслить и запомнить. Данный вид лекции является часто используемым в практике высшей школы.
- Проблемная лекция – предусматривает введение нового знания через определенную проблемность, представленную в виде ситуации или задачи. Процесс познания в данном случае осуществляется через диалог с педагогом.
- Лекция-визуализация – предполагает визуальную форму подачи ученого материала, посредством использования средств ТСО, ИКТ и т.д. Суть лекции заключается в том, что учащимся представляют последовательно визуальные материала, которые лектор комментирует или поясняет их суть.