Понятие и содержание педагогического исследования
Педагогическое исследование – сложный, сознательно организованный процесс, направленный на выявление проблем в области педагогики и их последующее решение (устранение).
В процессе организации педагогического исследование исследователем используется определенный научный аппарат, который позволяет установить закономерности педагогического процесса, особенности его структуры, принципов организации и содержания. Результаты педагогического исследования способствуют пониманию педагогических фактов и явлений, а также дают возможность предсказать их дальнейшее развитие и совершенствование.
Основная цель педагогического исследования – раскрыть специфические закономерности педагогического процесса, установить реальные противоречия в вопросах воспитания и обучения, а также между теорией и практикой педагогики.
В зависимости от условий проведения различают следующие виды педагогических исследований:
- Естественные исследования – осуществляются в рамках воспитательно-образовательного процесса, без каких-либо изменений или дополнительных условий.
- Лабораторные исследования – проводятся в специально организованных исследователем условиях. В данном случае испытуемого помещают в искусственные условия, изолируя от других участников, с целью выявления воздействия на него определенного метода воспитания или обучения.
- Чаще всего организуется естественное исследование, так как оно не требует дополнительных вложений.
- Констатирующее исследование – направлено на установление реального состояние объекта исследования в его естественной деятельности.
- Развивающее исследование – организуется и реализуется целенаправленно для определения наиболее эффективных методов и средств воспитания и обучения ребенка (детского коллектива).
- Преобразующее исследование – направлено на сравнение результатов, полученных в двух группах.
Одним из главных условий организация каждого из видов исследований является владение в совершенстве техникой его проведения. Исследователь должен знать и понимать методики работы с испытуемыми, уметь налаживать с ними контакт, фиксировать и анализировать полученную информацию, преобразовывать ее в конечный результат, правильно и грамотно оформлять результаты исследования.
Помимо этого, немаловажным условием, влияющим на успешность педагогического исследования, является тесное сотрудничество с учеными, педагогами-практиками. Сотрудничество способствует получению не только важной теоретической и практической информации, но и обмену опытом по организации исследований, сравнению полученных результатов, находок и открытий.
Условия подбора методов педагогического исследования
Логика и динамика педагогического исследования оказывают влияние на разработку методики исследования.
Методика педагогического исследования – это совокупность теоретических и эмпирических методов, сочетание которых гарантирует получение достоверного результата исследования.
Методы педагогического исследования – это способы и средства изучения педагогической действительности.
Методы педагогического исследования подразделяются на три крупные группы:
- Эмпирические методы – направлены на изучение педагогического опыта (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование и т.п.).
- Теоретические методы – направлены на выявление проблем и формулирование гипотез исследования (изучение и анализ литературы по проблеме исследования).
- 3.Математические методы – используются для обработки полученных в ходе исследования данных и информации, с целью получения конечного результата (шкалирование, ранжирование и т.п.).
Каждый их методов педагогического исследования не является универсальным, он эффективен только лишь при верном его использовании и в нужном направлении.
Правильность выбора метода педагогического исследования подразумевает:
- владение данным методом в совершенстве;
- умение правильно выбирать и подбирать максимально эффективный метод для осуществления исследования.
Условия подбора методов педагогического исследования опираются на следующие принципы:
- Принцип совокупного применения методов, каждый из которых дополняет друг друга и способствует решению научной проблемы.
- Принцип адекватности используемых методов, согласно возможностям исследователя и ожидаемым результатам исследования.
- Принцип не нанесения вреда. Предусматривает запрет на использование методов, которые противоречат этическим и иным нормам или могут нанести вред испытуемым.
Таким образом, одним из важнейших условий организации педагогического исследования является упорядоченность методов, действий и операций исследования, способствующих достижению поставленной цели и получению достоверных результатов исследования.
Условия организации этапов педагогического исследования
Одним из условий организации педагогического исследования является соблюдение логики исследования.
Логика педагогического исследования – это последовательность процедур и этапов, которые отражают движение исследователя от момента постановки цели и до получения конечных результатов.
Выделяют следующие этапы педагогического исследования:
- I этап. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности, определение объекта и предмета, темы исследования.
- II этап. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.
- III этап. Построение гипотезы исследования – научно обоснованного предположения, нуждающегося в дальнейшей проверке.
- IV этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента.
- V этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.
- VI этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
- VII этап. Выработка практических рекомендаций.