Инновационные технологии в учебном процессе вуза: сущность, направления развития, разновидности
Инновационные технологии в системе высшего образования – это новшества, связанные с изменениями в целевом назначении, содержании, формах и методах организации учебно-воспитательного процесса высшего учебного учреждения, внедряемые с целью повышения качества обучения, достижения целей и задач профессионального образования и выполнения социального заказа.
Внедрение инноваций в систему высшего образования может быть связано с изменением содержания образовательных программ, форм управления, преобразованиями стиля преподавания и системы оценки уровня освоения образовательной программы, с переходом на новое учебно-методическое обеспечение, изменением системы финансирования и технического снабжения вуза, преобразованием воспитательной работы со студентами, внедрением новых форм взаимодействия между преподавателями и студентами.
Инновационные технологии, внедряемые в процессе обучения высшего учебного заведения обладают рядом специфических черт:
- Внедрение в современном образовательном процессе вуза модульно-рейтинговой системы обучения позволяет развить у студентов навыки самостоятельного поиска информации и освоения содержания образовательной программы вуза по выбранному направлению.
- Применение технологии проектной деятельности позволяет развить творческую активность студентов и включить их в научную, исследовательскую деятельность вуза.
- Информатизация образовательного пространства вуза, применение технологий проблемного обучения, дистанционного обучения, развития критического мышления развивает навыки работы с различными информационными ресурсами.
- Студенты вуза и их образовательная деятельность ориентирована на формирование навыков коллективного взаимодействия и работы в команде.
- В образовательном пространстве используются игровые технологии, технологии портфолио, самоконтроля, рефлексивного обучения, которые создают плацдарм для формирования у студентов субъектной позиции.
- Инновации позволяют сформировать полноценное представление о будущей профессии и действиях, которые предстоит выполнять, работая по специальности.
Посредством современных информационных технологий, обучение студентов можно проводить в интерактивном режиме. Он становится более интересным и мотивированным. Студенты получают реальные представления о будущей практической деятельности, развивают навыки социальной адаптации, развивают стрессоустойчивость.
К основным инновационным технологиям, применяемым в вузе, относятся следующие:
- Личностно-ориентированный подход в организации обучения.
- Технология командно-модульной деятельности.
- Технология проектной деятельности.
- Технология дискуссии.
- Технология контекстного обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология проблемного обучения.
- Информационные ресурсы.
- Игровые технологии: ролевые, деловые игры.
- Технология рейтингового обучения.
- Технология развития критического мышления.
Развитие инновационных технологий в системе высшего образования реализуется по следующим направлениям:
- Направление репродуктивного обучения т.е. ориентация на индивидуальный, дифференцированный подход в обучении, применение методов индивидуальной и индивидуально-групповой работы.
- Ориентация на исследовательскую работу т.е. обучение представляет собой экспериментальную деятельность, поиск информации, познавательных и практических сведений.
- Опора на разнообразные варианты учебной дискуссии.
- Включение в образовательную работу игровых приемов и методов: имитационные, ролевые и деловые игры.
- Уход от использования описательных методов передачи информации.
- Акцентирование внимания на развитие логического и образного мышления.
- Приоритетность самообучения.
- Практическая ориентация в обучении.
Критерии отбора инновационных образовательных технологий
Применение инноваций в системе высшего образования реализуется на основании следующих критериев:
- Целевое назначение обучения.
- Закономерности и принципы обучения.
- Содержание дисциплины.
- Уровень интеллектуального развития и возможности обучаемых.
- Специфика образовательной среды.
- Готовность и профессионализм преподавателей.
Применение инновационных технологий в вузе, прежде всего, должно реализовываться с учетом принципов, заложенных в основу их использования. К ним относятся:
- Соответствие технологии целям и задачам государственного заказа;
- Соответствие технологии и итогов ее применения потребностям страны, отдельного региона, области, города;
- Соответствие технологии и итогов ее использования потребностям, интересам и возможностям учащихся и педагогов;
- Ориентация на достижение целевого назначения высшего образования;
- Использование современных теорий и практических достижений науки и техники, теории и практики;
- Опора на передовой педагогический опыт.
Использование инновационных технологий в вузах отвечает принципам реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Обучение реализуется в сотрудничестве между педагогом и студентами и создают условия для проявления активности и инициативности учащимися с познании.
Рисунок 1. Основные критерии инновации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение инновационных технологий в образовании высшего звена изменяет логическую направленность организации образовательного процесса, когда обучение начинается с получения практических навыков деятельности и переходит к его постепенному теоретическому осознанию.
Факторы необходимости применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе
Использование инноваций в высшем образовании определяется следующими условиями необходимости его применения:
- Рост понимания, освоения практического использования теоретических знаний в творческом направлении для решения обыденных задач.
- Мотивация студентов к поисковой работе, коллективному обсуждению, конкретным действиям, развитие осмысленности образовательной работы студентов.
- Развитие навыков неординарного мышления, собственного видения проблемы и путей ее решения.
- Развитие нового опыта деятельности.
- Реализация переноса способов деятельности.
- Расширение и углублений знаний учащихся, развитие практических навыков и креативного подхода к решению стандартных задач.
- Повышение степени познавательной активности и навыков применения своих знаний, навыков и опыта в разнообразных ситуациях.