Деятельностный подход в обучении
Деятельностный подход в обучении – это способ организации образовательной деятельности путем предоставления учащимся максимальной самостоятельности и инициативности в познании и развитии, творческой самореализации.
Деятельностный подход основан на формировании у личности потребности в саморазвитии и непрерывном самообразовании. Образовательный процесс, в данном случае, носит деятельностный характер. Это предполагает развитие у учащихся навыков поиска новых знаний, получения не готовой научной информации, а ее добывания путем совершения разнообразной самостоятельной познавательной работы.
Образовательный процесс, построенный на основе деятельностного подхода, характеризуется преемственностью всех этапов и уровней обучения, целостностью, подразумевающей формирование у учащихся целостной картины мира и осознания места каждой науки и каждой дисциплины в нем, а также творческой направленностью и вариативностью образовательных программ.
Сущностью деятельностного подхода в обучении является формирование навыков выполнения учебных действий, осуществление которых приводит к получению новых знаний и навыков.
Технология модерации
Модерация – это активный метод обучения, ориентированный на формирование у учащихся аналитических навыков, исследовательской потребности и рефлексии, умения осуществлять продуктивную коллективную работу и коммуникативных навыков в образовательном процессе.
Технология модерации была разработана в 70-е годы XX столетия в Германии. Она основана на развитии у учащихся нацеленности своей образовательной деятельности на достижение конкретных результатов.
Технология модерации основана на перестройке взаимодействия педагога и учащегося на учебном занятии: педагог становится сторонним наблюдателем, а учащийся активным субъектом образовательного процесса. От взаимодействия педагога и учащегося зависит успех образовательной деятельности, достижение целей и задач обучения. Так, учащийся становится самостоятельным исследователем. Он учится принимать решения и нести за них ответственность. Данную технологию актуально применять в условиях реализации деятельностного подхода, поскольку в его основе заложено развитие навыков самостоятельного познания.
Использование технологии модерации нацелено на организацию эффективного управления коллективом учащихся в ходе урока, чтобы привлечь каждого ученика к работе и развить его познавательную заинтересованность. Это способствует построению целенаправленной и структурированной коллективной деятельности всех учеников класса на уроке.
Технология модерации основана на следующих принципах:
- Принцип структурированности. Учебное занятие делится на части, которые реализуются в определенной последовательности.
- Принцип системности. Части учебного занятия связаны между собой и дополняют друга. Важно, соблюдать последовательность их реализации для достижения целевого назначения учебного занятия.
- Принцип прозрачности. Учебное занятие строится в понятной и доступной для учащихся форме. Они могут сами наблюдать его ход и оценивать итоги реализации каждой части.
- Принцип комплексности. Каждое учебное занятие имеет определенную цель. При этом, оно ориентировано не только на ее достижение, но и на формирование всестороннего развития личности учащегося, его социальное становление. Для этого применяется широкий спектр приемов и средств образовательной и воспитательной работы.
В ходе урока модерации осуществляется построение продуктивного взаимодействия всех участников коллектива класса. Между ними устанавливается взаимодействие, строятся коммуникативные связи. Каждый участник образовательного процесса может наблюдать его ход и видеть динамику развития урока. Урок начинается с мотивации к познанию, а завершается оценкой итогов и формулированием выводов.
Урок модерации призван достигнуть ряда важных образовательных целей. К ним относятся:
- Развитие навыков самостоятельного познания.
- Развитие навыков анализа и синтеза данных.
- Развитие навыков решения проблемных ситуаций.
- Развитие навыков стратегического и тактического планирования.
- Развитие умений искать ресурсы и методы решения конкретных учебных задач.
- Развитие навыков ведения дискуссии.
- Развитие навыков самостоятельного принятия решений.
- Развитие умения доводить начатое дело до конца и нести за него ответственность.
В качестве методов модерации можно отметить «метод мозгового штурма», «метод номинальной группы», «метод карточного опроса», «метод смыслового поля».
Преимущества использования модерации на учебном занятии
Использование технологии модерации в качестве способа реализации деятельностного подхода имеет следующие достоинства:
- Процесс обучения становится более интересным и доступным для учащихся за счет учета их потребностей и интересов;
- Равноправие педагога и учащихся в образовательном процессе;
- Формирование мотивации на достижение цели формирует лидерские свойства личности учащихся и повышает их самооценку;
- Развитие навыков коммуникативного взаимодействия в ходе урока;
- Наглядность представления содержания урока делает процесс обучения живым и интересным, а следовательно, более продуктивным;
- Повышение качества обучения, за счет развития познавательной заинтересованности и активизации творческой ориентации деятельности учащихся;
- Полноценный контроль образовательного процесса и полноты усвоения учащимися содержания учебной программы педагогом;
- Получение универсальных знаний и навыков их применения в разнообразных ситуациях;
- Комплексное решение воспитательных и образовательных целей и задач;
- Гармоничное построение учебного занятия, отвечающее потребностям и возможностям учащихся;
- Новый уровень познания и освоения учебной программы учащимся, его личностный рост, познавательное и социальное развитие.