Основные направления в обновлении школьного филологического образования нового поколения
ФГОС нового поколения – это федеральные образовательные стандарты, определяющие порядок образовательной деятельности государственных учебных учреждений в соответствии с современными тенденциями общественного развития, новыми направлениями в государственной образовательной политике и новыми требованиями социальной среды.
Рисунок 1. ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современные образовательные стандарты переходят на выявление результатов личностных и государственных запросов к итогам проведения образовательного процесса. Они ориентируются на социальную значимость учащегося, формирование его гражданской идентичности и собственных взглядов, учет возрастных особенностей в развитии и обучении учащегося, учет потребностей в обучении детей, имеющих ограниченные возможности развития. Также, образовательные стандарты нового поколения строятся на модели системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса.
Новые федеральные стандарты требуют выбора нового содержания программ обучения. Содержание образовательных программ, теперь, не утверждается полностью, а только прописываются требования к структуре, условиям и итогам реализации образовательных программ по различным направлениям и учебным дисциплинам.
Что касается филологического образования, а именно дисциплин русского языка и литературы, то стандарты нового поколения утверждают следующие требования к содержанию программ обучения:
- Программы по литературе должны освещать все периоды развития русского слова - с древнейших времен и до наших дней;
- Произведения классиков русской литературы должны составлять основу содержания и большее количество учебного времени на их освоение;
- В программу обучения по литературе должны входить только те произведения, которые представляют художественную ценность;
- Учебный материал должен изучаться по принципам направленности и последовательности;
- Применение разных подходов в ходе обучения;
- Ориентация в построении обучения на основе системного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного подходов;
- Изучение языка ориентировано на создание поликультурной многоязычной личности, умеющей строить коммуникативные связи межкультурного характера;
- В основе языкового обучения должен быть заложен принцип диалога культур.
Роль учебных дисциплин филологического направления в современной системе образования
Дисциплины «русский язык» и литература» ориентированы на усвоение учащимися в ходе образовательного процесса навыков, необходимых для развития их самостоятельности, успешное усвоение новых знаний, мотивацию к этому процессу и развитие компетентностей в сфере образования.
Рисунок 2. Формирование УУД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изучение русского языка ориентировано на развитие у учащихся речи, познавательных, коммуникативных и регулятивных компонентов и направлений учебной деятельности.
Метапредметные результаты учебной деятельности достигаются на учебном занятии за счет организации работы со справочными материалами. Они способствуют освоению универсальных учебных действий, развивая привычку постоянного пользованиями справочной литературой.
Коммуникативные навыки развиваются непосредственно на учебном занятии, в ходе коллективной работы по обсуждению новой темы, дискуссионных бесед, выполнении коллективных заданий.
Литература, как учебная дисциплина ценна тем, что она:
- Развивает эмоциональную сферу личности;
- Помогает развитию мышления;
- Способствует творческому раскрытию личности, формированию художественных основ ее деятельности;
- Развивает качества учащегося, помогающие его жить и действовать в социальной среде;
- Ориентирует в культурном пространстве прошлого и современного мира;
- Закладывает основы экологической культуры личности;
- Формирует гражданскую идентичность подрастающего поколения.
В ходе знакомства с учебной дисциплиной, учащиеся формируют эстетический вкус и нравственный опыт познания окружающего мира, а также развивают читательский опыт, культуру общения, овладевают литературным языком.
Поскольку литература связана с другими областями познания, то она является важным способом развития универсальных учебных действий. Посредством литературы, учащиеся познают действительность в качестве целостной, системной среды, которая меняется во времени и пространстве.
Требования ФГОС нового поколения к реализации образовательных программ по русскому языку и литературе
Новые стандарты образования ориентированы на реализацию образовательных программ таким образом, что в ходе этого процесса была сформирована образовательная среда.
К основным требованиям федеральных стандартов по реализации программ обучения по дисциплинам филологического содержания, относят следующие:
- Реализация программы обучения должна проходить в соответствии с индивидуальными образовательными планами по обучению каждого ребенка на базовом и профильном курсах.
- Программы обучения и их содержание должны быть ориентированы на развитие, саморазвитие и самореализацию личности.
- Содержание образовательных программ реализуется через создание системы урочной и внеурочной деятельности, творческих объединений, экспериментальной и исследовательской работы, социальных мероприятий.
- Высокий уровень квалификации педагогов, реализующих образовательные программы.
- Профессиональное развитие педагогических кадров, как посредством отправления на дополнительное обучение, так и самостоятельным образом. Обучение педагогов, повышение их уровня квалификации должно осуществляться не менее одного раза в пять лет. Возможно дистанционное обучение.
- Создание в учебном учреждении, реализующем образовательную программу, необходимой информационно-образовательной среды и технического оснащения. В учебном заведении должны иметься все необходимые технические средства, информационные ресурсы, средства коммуникации, иметься библиотека, снабженная печатными и электронными ресурсами, в ходе обучения должны быть применены современные подходы, методики и технологии обучения.
- Акцентирование внимания на формирование культуры речи учащихся.