Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одаренных детей

Особенности индивидуальной программы развития речи и литературного творчества

Задача программы – помогать детям в осмыслении их речевой практики, повысить на этом основании речевую культуру, развить умение общаться. Это предполагает изучение отдельных элементарных речеведческих понятий, касающихся того, зачем нужна речь, что такое текст и как выстраиваются тексты.

Основа программы представлена коммуникативными умениями. Детей учат слушать, говорить и сочинять. Одна из основных целей программы – развивать устную и письменную речи детей. Наилучшим образом для развития речи служат естественность высказываний детей, обусловленность их внутренними побуждениями их устной и письменной речи, когда речь соответствует их жизненному назначению и в частности, общению.

На уроках развивают чувство уместности высказывания, прививают внимание к той стороне речи, которая непосредственно связана с добрым и уважительным отношением к человеку, то есть формируют вежливую речь.

Индивидуальная программа работы по развитию речи и литературному творчеству одаренных детей

Программа для работы с одаренными детьми в рамках речевого развития и литературного творчества, состоит из нескольких крупных этапов:

  1. Знакомство с понятием речи. На первых занятиях дети совместно с учителем стремятся более глубоко ознакомиться с понятием речи. Стремятся понять, что такое речь, какое значение в человеческой жизни она играет, какие виды речи выделяют. Важно, чтобы дети на занятии высказывали свою точку зрения, собственные предположения, приводили свои примеры. Дети знакомятся со средствами звуковой выразительности, то есть тоном высказывания, темпом, громкостью, паузами, логическими ударениями. При работе над разными произведениями дети учатся находить главное и выделять в высказываниях наиболее важные по смыслу слова. На занятиях дети знакомятся со стилями речи, учатся узнаванию данных стилей в произведениях, которые предлагаются учителем, и стремятся самостоятельно подбирать собственные примеры. В занятия включают инсценировки отрывков произведений для работы над средствами звуковой выразительности.
  2. Знакомство и работа с понятием текста. Дети узнают, что текст требуется людям, чтобы выражать собственные мысли. Признак любого текста – наличие определенной темы, подчиненной основной мысли. Обучать детей пониманию текста нужно одновременно с созданием школьниками собственных речевых произведений, которые подчинены основной мысли. Следует коснуться вопроса о широких и узких темах текста.
  3. Изучение правил этикета в споре. На занятиях часто учителя сталкиваются с тем, что дети не имеют навыков умения вести дискуссию, не слышат друг друга, не умеют воспринимать чужое мнение. В связи с этим возникает необходимость введения понятия этикета в споре. Дети занимаются анализом ситуации в разных произведениях и делают для себя определенные выводы. Учитель может использовать для этого набор картинок для словесного описания, а также разыгрывание детьми сценок.
  4. Знакомство со сказками. На занятиях используют народные и авторские сказки, сказки о животных, о людях и пр. Благодаря сказкам можно превратить замкнутый мир ребенка в разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений человека и природы, человека и человека, подготовить его к драматическим сторонам бытия. Работа выстраивается ступенчато:

    • чтение большого количества сказок на занятии и дома. На данном этапе рекомендуют после прочтения провести непринужденную беседу по прочитанному произведению. Дети самостоятельно раскрывают их идею, высказывая свое отношение к героям и событиям. Основное внимание уделяют не столько содержанию, сколько эмоциональной сфере. Учитель должен поощрять самостоятельные ответы, а также коллективное обсуждение. Дети занимаются анализом поступков героев, стремятся понять их смысл;
    • наблюдение за закономерностями построения сказки – дети отмечают троекратное повторение, зачин, характеры сказочных героев, героев-помощников. При наблюдении за большим разнообразием сказок, дети могут сделать вывод, что автором в сказках заложено определенное нравоучение;
    • развитие эмоциональной отзывчивости – выразительное чтение и работа со средствами художественной выразительности. Дети разбирают незнакомые им слова, составляют словарь архаизмов, словарь сказочного героя или зачина. При объяснении незнакомого слова используют подбор синонимов, стремясь раскрыть своеобразие его значения. Полезно раскрывать не только значение слова, но и сопоставлять его со словом, имеющим близкое значение.
  5. Знакомство с былинами. Оно также предполагает несколько этапов:

    • выяснение происхождения былин и их значения;
    • чтение былины, обсуждение прочитанного;
    • выразительное чтение;
    • работа над структурой былины;
    • работа со средствами выразительности: составлением словаря старинных слов, употребляемых в былине.
  6. Обучение сочинению стихов. Главная цель работы со стихотворением заключается в приобщении детей к классическим произведениям. На занятиях разбирают массу стихотворений, готовят их выразительное чтение, учат стихи наизусть. Дети узнают, что такое размер стиха, рифма. На занятиях могут использоваться разнообразные игры со словами, игры в рифму и игра «я вижу, я слышу». Ребенок должен не просто самостоятельно подбирать и рифмовать слова, но и стремиться к выражению собственных чувств и эмоций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot