Закономерности воспитания
Педагогические закономерности воспитания являются реальным отражением объективной реальности воспитательного процесса, который обладает устойчивыми общими свойствами в конкретных обстоятельствах.
Выделяют следующие воспитательные закономерности:
- воспитание реализуется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействии с окружающей средой;
- в процессе воспитания детей содержание деятельности определяется на определенный момент развития ребенка его актуальными потребностями ребенка;
- пропорциональное соотношение усилий ребенка и педагога в их совместной деятельности;
- ребенок свободно может выражать свои отношения и способен благоприятно развиваться только в условиях любви и чувства защищенности;
- воспитательная деятельность должна сопровождаться или заканчиваться ситуацией успеха, переживаемой ребенком.
Данные закономерности определяют основные принципы воспитания и выражают требования к содержанию, воспитательным формам и методам воспитательной работы.
Требования к принципам воспитания
Принципы воспитания представляют собой основные положения, которыми воспитатель руководствуется в процессе воспитания.
Основные требования, которые предъявляются к принципам воспитания:
- обязательность требует обязательного, полного во¬площения принципов воспитания в практическую деятельность;
- комплексность, предполагает одновременное применение принципов воспитания на всех этапах воспита¬тельного процесса;
- равнозначность, среди принципов нет глав¬ных и второстепенных, одинаковое внимание ко всем принципам исключает нарушения в воспитательном процессе.
Принципы воспитания. Персонификация
Последние исследования в психолого-педагогической области показали важное значение учета личностных характеристик и возможностей ребенка. Персонификация - это опора, прежде всего, на личностные качества: его ценностные ориентиры, направленность личности ребенка, жизненные планы, уже сложившиеся установки, преобладающие мотивы деятельности и поведения.
Принцип персонификации в воспитании требует от воспитателя:
- постоянного изучения и знания индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих воспитанников;
- умения диагностировать и знание реального уровня сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
- постоянное привлечение каждого из воспитанников к посильной для него и постепенно усложняющейся по сложности воспитательной деятельности, которая обеспечивает прогресс в развитии личности;
- своевременного выявления и устранения причин, мешающих достижению цели, изменение тактики воспитания в зависимости от новых условий;
- максимальной опоры на собственную активность личности;
- сочетания воспитания с самовоспитанием личности, помощь в выборе целей, методов и форм самовоспитания;
- развития самостоятельности, инициативы, самодеятельности воспитанников.
Комплексное осуществление данных требований позволяет уйти от упрощенности возрастного и индивидуального подходов, позволяет воспитателю учитывать глубинное развитие процессов. Среди индивидуальных особенностей, на которые следует опираться воспитателю, особенно выделяются восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.
Природосообразность
В развитии человека огромную роль играют наследственные факторы. Это является основополагающим принципом педагогики. Данный принцип называется принципом природосообразности. В общем виде он означает отношение к любому человеку как части природы, опору на его природные силы и создание условий для его развития, взятых из природы. Долгий период времени принцип природосообразности в педагогике был забыт. Современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему, добивается точного понимания возможностей учеников. Этот принцип позволяет устранить противоречие между одинаковыми обучающими программами, рассчитанными на равность всех учеников.
Культуросообразность
Принцип культуросообразности подразумевает учет в процессе воспитания и образования внешних условий, в которых находится человек, культуры общества. Состояние культуры общества выступает в качестве базы развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества предъявляет к системе образования соответствующие требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Следует учитывать возможность противоречия между принципом природосообразности и принципом культуросообразности. И в случае конфликта необходимо противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек, как носитель культурно-исторических ценностей, в процессе жизнедеятельности воспринимает, развивает эти ценности, стремится к созданию новых культурных реалий. Таким образом, человек - центр культуры, а сама культура является его творением.
Гуманизация
Гуманистическое воспитание ставит своей основной целью гармоничное развитие личности, предполагает гуманный характер отношений между всеми участниками педагогического процесса. В гуманизме развитие личности рассматривается как взаимосвязанные изменения в рациональной и эмоциональной сферах, которые характеризуют уровень гармонии самости и социумности. Достижение такой гармонии является основным направлением гуманистического воспитания.
Дифференциация
Дифференциация заключается в том, чтобы в воспитании учитывались возрастные и индивидуальные особенности человека.