Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Противоречия и закономерности воспитания

Противоречия воспитательного процесса

Формирование всесторонне развитой личности в ходе воспитания представляет собой такой процесс, при котором происходят как количественные, так и качественные изменения, движущей силой которых считается разрешение противоречий между многообразными воздействиями на ученика и целостным становлением его личности.

В системе педагогических противоречий выделяют как правило внешние и внутренние противоречия. Они проявляются на всех этапах развития личности и противопоставляют чаще всего новые образующиеся потребности человека имеющимся у него возможностям для их удовлетворения. Данное расхождение вдохновляет человека энергично пополнять свои знания, расширять опыт, получать определенные навыки, усваивать нормы и правила поведения в обществе.

воспитательного процесса
воспитателясаморазвития

В группе внешних противоречий можно выделить объективные и субъективные. К объективным относятся противоречия, порожденные масштабными политическими, финансовыми, экологическими, информационными процессами, происходящими во всем мире. Также весьма часто возникают противоречия по некоторым вопросам между представителями разных поколений в силу отличающегося опыта у каждого из них. К субъективным относятся зачастую противоречия между бурным подъемом знаний и ограниченными возможностями воспитателей и образовательных учреждений в их передаче.

Внутренними считаются противоречия между имеющимся у человека уровнем развития и постоянно появляющимися новыми, более высокими, требованиями к нему. Также это могут быть противоречия между целями, которые ставит перед собой человек и теми методами, которые он выбирает для их достижения; между активно-деятельной природой ребёнка и социально-педагогическими условиями его жизни.

Противоречия воспитательного процесса

Каждое противоречие способно стать движущей силой воспитания при следующих условиях:

  • противоречие обязано осмысливаться как что-то актуальное, а его преодоление – как жизненная необходимость;
  • преодоление противоречия обязано быть посильным для участника воспитательного процесса;
  • противоречия обязаны преодолеваться со временем, шаг за шагом, с опорой на предшествующий опыт.

Для достижения положительных результатов воспитательного процесса необходимо целостное согласие внешних и внутренних противоречий в сознании личности. В связи с этим воспитатель должен заниматься всесторонним изучением личности воспитанника, умело проектировать различные возможности становления и превращать их в конкретные воспитательные задачи.

Понятие закономерностей воспитания

Эффективность педагогического процесса во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания.

Так как человек в силу своей природы подчинен системе естественных законов, действующих в конкретных условиях, можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием именно этих законов, а не вопреки им, что позволяет избегать своебразных ошибок в воспитательной деятельности. Результативную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей. Всё это обуславливает значимость закономерностей в педагогике.

Закономерности воспитания обычно понимаются как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих в воспитательном процессе связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на воспитательный процесс. Таким образом, закономерности воспитания можно определить как зависимости эффективности воспитания от некоторых факторов, условий.

Во многом эффективность воспитания будет зависеть от сложившихся воспитательных отношений между педагогом и воспитанником, от соответствия цели и действий для ее достижения, от соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников, от интенсивности воспитания и самовоспитания, от активности самих участников педагогического взаимодействия, от эффективности сопутствующих воспитанию процессов: развития и обучения, от качества воспитательного воздействия, от интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.

Основные закономерности воспитания

В воспитательном процессе среди многих закономерностей вполне можно выделить несколько основных:

  1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими, правовыми нормами и ориентирами. Главные направления воспитательной работы должны обязательно исходить от муниципальных и государственных структур.
  2. Зависимость результатов воспитания не исключительно от воспитательной работы, но и от настоящих условий, в которых эта работа осуществляется. В согласовании с этой закономерностью руководитель воспитательного процесса обязан обеспечивать надлежащие условия жизни и деятельности воспитанников.
  3. Процесс становления личности приобретает большую эффективность, когда учащийся выступает субъектом педагогического процесса. Исключительно в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. В таком случае наставник не воспитывает, а актуализирует, поддерживает стремление учащегося к саморазвитию, что в свою очередь обеспечивает условия для его личного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется на основе некоторых принципов. Важно обеспечить мудрое сочетание традиционных основ воспитания с инновационными методами и технологиями в рамках существующих закономерностей.

Дата последнего обновления статьи: 22.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot