Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические задачи возрастной психологии

Сущность возрастной психологии и ее теоретические задачи

Определение 1

Возрастная психология ‒ это область психологической науки, которая изучает закономерности и факты формирования человека, возрастную динамику развития его психики.

Предметом возрастной психологии считается возрастная динамика психики человека, онтогенез процессов психики и качеств личности формирующегося человека, закономерности формирования процессов психики.

Объектом изучения в возрастной психологии выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, человек пожилого возраста.

Возрастная психология считается базовой теоретической дисциплиной, но приобретенные в ней знания и разработанные методы исследования психики обширно применяются в практической психологии и практике педагогической науки. В данной связи появляется необходимость определить задачи современной психологии развития.

Теоретические задачи возрастной психологии:

  • исследование источников, движущих сил и закономерностей психического формирования в онтогенезе, установление детерминант (причин) развития, установление роли наследственности, среды, деятельности и общения в формировании личности.
  • исследование периодизации психического становления и закономерностей изменений всех психических явлений личности под воздействием социальных обстоятельств с опорой на предпосылки биологического характера. Периодизация выявляет и делает «прозрачными» представления той или другой теории о механизмах формирования личности.
  • проявление психологических механизмов формирования всех сфер личности, установление взаимообусловленности и соотношения процессов обучения и становления личности.

Предпосылки, закономерности и движущие силы психического развития

Исходным для осмысления природы становления психики считается соотношение в ребенке социального и природного, приобретенного и врожденного. Таким образом, для целостного процесса становления психики природная основа, определенная генотипом, выступает предпосылкой своеобразной основой, опираясь на который зарождаются психические новообразования при характерном действии социальной среды.

«Теоретические задачи возрастной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К движущим силам психического формирования относят противоречия, которые возникают почти на каждом возрастном этапе между возможностями и потребностями; образом жизни и возможностями. Противоречия всегда разрешаются, когда удовлетворяется потребность и складывается новая наиболее высокая степень психического развития, неудовлетворенная потребность – замедляет формирование личности. В соответствии с этим, движущей силой и показателем адекватного течения психического формирования личности является психологическое и психическое здоровье, соответственное аспектам возрастного формирования.

Изучение периодизации становления психики и закономерностей изменений всех психических явлений у ребенка под воздействием социальных обстоятельств с опорой на биологические предпосылки

Закономерности психического развития ‒ это частные или общие законы формирования, опираясь на которые можно не только представить формирование психики, но и управлять им:

  • возрастные кризисы ‒ небольшой отрезок онтогенеза, который определяется резкими психическими изменениями;
  • новообразования ‒ свойство и качество личности, образующееся на новом возрастном этапе;
  • ведущий тип деятельности ‒ тот, который на представленном возрастном этапе обуславливает важные изменения в психике человека.

Характерной чертой закономерностей психического формирования являются: условная обратимость изменений; направленность изменений (надстраиваются над старыми); воспроизводимость однотипных изменений, их закономерный характер.

Изменение соотношения детерминант формирования психики с возрастом ребенка меняется соотнесение социальных и биологических условий формирования психики. С расширением связей ребенка с социальной средой растет роль социальных влияний. Изменяются и сами детерминанты социального уровня (семья, школа, класс, друзья).

Для человека основную роль в формировании психики играет социальный фактор. Социальная сфера обнаруживается источником психического становления. В нем выделяют три элемента:

  1. макросреда ‒ общество, его социально-экономическая и политическая концепция;
  2. мезосреда - культурные, национальные и социально-демографические отличительные черты населения по месту жительства ребенка;
  3. микросреда - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Общество образует передачу общественного опыта через воспитание и обучение в специальных учреждениях. Воспитание и обучение организуются, принимая во внимание возможности возраста, а поэтому нужно их изучить, обозначить. Общественный опыт автоматически не усваивается, а через деятельность и активность ребенка. С обусловленного этапа онтогенеза ребенок обучается сам регулировать собственное развитие. Его личность стает отдельной детерминантой психического становления ребенка.

Выявление психологических механизмов развития всех сфер личности

Определение 2

Механизмы психического развития – это комплекс взаимосвязанных обстоятельств внешнего и внутреннего мира, содействующие развитию и функционированию образований психики.

Среди подобных механизмов формирования психики выделяют социальную ситуацию формирования, ведущий тип деятельности, новообразование психического становления.

Социальная ситуация становления возникает в виде «аффективного отношения» ребенка к среде. Как механизм она действует через наличие деятельности (содеятельности, предметного взаимодействия) и переживаний от контакта ребенка с социальной средой.

Кризис развития также рассматривается как механизм психического становления. Как механизм становления он воздействует через противоречия между возрастающими психофизическими возможностями и прежде определившимися формами его взаимоотношений с окружающей средой, которые появляются у человека, когда тот закончил какой-то цикл и переходит к последующему этапу.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возрастная психология раскрывает психологическое содержание каждого этапа становления (взросления) и их динамику. Притом, любые перемены рассматриваются в динамике и с учетом условий, воздействующих на становление психики человека. В ходе исследований сравниваются закономерности становления ребенка на различных этапах, исследуются механизмы получения и сохранения навыков и знаний, происходит их сопоставление и последующее проявление условий, оказывающих воздействие на интеллектуальный и личностный рост.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot