Основы изучения семьи
Как известно, семья является социальной ячейкой общества, главным институтом общественной жизни, в котором происходит физический и духовный рост человека. В связи с этим она является объектом исследования многих наук и, прежде всего, педагогики.
У педагогической науки свой особенный взгляд на семью, а значит и своя специфика ее изучения. Она подходит к семье как к субъекту воспитательной работы и сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе.
Информация о семье нужна школе для решения оперативных педагогических задач: для четкого целеполагания, для понимания истоков и первопричин процесса становления личности учащихся, в том числе и отклоняющегося поведения, для выработки личной стратегии взаимодействия с родителями. Изучение семей учащихся дает возможность воспитателю поближе познакомиться лично с учеником, понять мировоззрение его семьи, их традиции и обычаи, ценностные ориентиры, а также стиль отношений родителей и детей.
Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей по отношению к школе и к жизни ребенка в школьном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного влияния родителей на ребенка;
- семейные традиции и обычаи;
- воспитательные возможности семьи.
При этом при общении с семьями необходимо соблюдать некоторые правила:
- к родителям каждого ребенка надо проявлять глубокое уважение;
- общение с семьей должно осуществляться не в ущерб ребенку, а только лишь на благо;
- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- после изучения семьи необходимо регулярно проводить просветительскую и коррекционную работу для устранения выявленных воспитательных противоречий.
Большая часть родителей желали бы видеть своих детей одарёнными и культурными, воспитанными и преуспевающими. В этом желании их полностью поддерживает образовательное учреждение. Согласованные действия школы и семьи способны создать благоприятную воспитательную среду для развития ребенка, обеспечить формирование у него нравственных и умственных качеств, крепкого физического здоровья, эстетического восприятия окружающего мира.
Различные методики изучения семьи
Для изучения семьи классный руководитель применяет разнообразные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, деловые игры, тренинги.
Так, первоначально, как правило, проводится анкета «Знакомство с родителями», позволяющая собрать общие сведения о лицах, занимающихся воспитанием детей дома. Следующая анкета «Ваш ребенок» позволяет выявить, насколько хорошо родители знают и понимают своего ребенка. Методика «Тип семьи» может помочь педагогу определить, к какому типу относится семья, в которой воспитывается его ученик.
Иногда целесообразно использовать и сочинение-рассуждение для родителей. Такая диагностика эффективна тем, что классный руководитель и родители представляются единомышленниками, объединенные общей целью - сделать жизнь учащихся в школе и в семье гораздо лучше, уютнее, добрее. Темы рассуждения могут быть самыми разными, главное – искренность в собственных размышлениях.
Для выявления психологической атмосферы в семье предлагается, например, заполнить таблицу словесных проявлений по отношению к ребенку. Различные выражения показывают изменение психологического восприятия родителями ребенка, его роль в семье, чувства к нему.
Помимо прочего существуют определенные формы наказания ребенка, которые также свидетельствуют о характере внутренних взаимоотношений в семье. Наказания накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка, а некоторые из них могут спровоцировать проявление вседозволенности во взрослой жизни. Используемая методика «Наказания в семье» позволяет определить сущность этого явления в семье, однако следует учитывать, что эта тема весьма щепетильна, и родители смогут быть откровенны, только если полностью доверяют учителю.
Методика «Список индивидуальных особенностей» может принята на вооружение во всех классах основной школы, при изучении учащихся как младшего, так и старшего подросткового возраста . Также ее можно применять неоднократно, что дает возможность проследить динамику развития отношений в семье. Данная методика оказывает несомненное развивающее воздействие на учащегося, побуждая к самоанализу и взаимооцениванию.
Кроме проведения предложенных методик хорошие результаты дает обыкновенное наблюдение за отношениями между родителями и детьми. Источником для фиксации той или иной черты воспитательной обстановки семьи служат: индивидуальное посещение учителем ребенка на дому, разговоры, контакты с опекунами, а также информация, полученная от других лиц.
Таким образом, существует немало всевозможных методов, при помощи которых классный руководитель способен проводить изучение семей учащихся и вызывать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание взаимодействовать с учебным заведением.
Использование полученных данных
После проведения перечня психолого-педагогических диагностик в отношении семьи учащегося, у педагога имеется богатый материал для дальнейшей работы.
Диагностические данные о семье, как правило, применяются в следующих направлениях:
- Сведения об особенностях воспитания и развития ребенка в семье расширяют информационно-ориентировочную базу для индивидуального подхода к учащемуся: могут помочь увидеть динамику личностных достижений, отклонений в учебной работе, в поведении, в нравственном становлении.
- Информация о воспитательных способностях родителей дает возможно педагогу понять и оценить их участие и помощь в ходе воспитания в школе. Классный руководитель будет точно знать, на кого из членов семьи, и в какой степени можно положиться в соблюдении единства требований школы и семьи.
- Обобщение вопросов семейного воспитания считается основой для организации в школе педагогического образования родителей.